“Анархия” — мать аншлага

В Минске увидят спектакль рок-музыканта Гарика Сукачева
Хорошо летом на Чистых прудах. Не зря Игорь Тальков когда-то про них песню спел с замечательной музыкой Давида Тухманова. Помните? “У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг уединиться...” Мальчишки-неформалы, как и двадцать лет назад, за медяки, брошенные в кепку случайными прохожими, поют “Группу крови” Виктора Цоя. Влюбленные пары воркуют о чем-то своем на скамеечках. Гуляют счастливые собачники. Блестят на воде огни фонарей. Чем дальше от метро, в глубь Чистопрудного бульвара, тем больше встречаешь аутентичных лиц, словно сошедших со страниц бессмертной поэмы Венедикта Ерофеева “Москва — Петушки”. Расслабленная, плывущая в летней дымке, субботняя Москва. А еще на Чистых прудах притаился знаменитый московский театр “Современник”, собирающийся этой осенью на гастроли в Беларусь.



Сейчас основное здание театра закрыто на реконструкцию. Спектакли большой сцены проходят на арендованной площадке — в театрально-концертном зале “Дворец на Яузе”. Но на Чистых прудах по-прежнему работают кассы театра и Другая сцена, где идут не менее звездные, но камерные спектакли.

Нам с коллегой по холдингу “СБ. Беларусь сегодня” выпала оказия посмотреть нашумевшие и относительно недавние спектакли “Современника”: “Шинель” режиссера Валерия Фокина с Мариной Нееловой в роли Акакия Акакиевича Башмачкина и трагикомедию “Горбунов и Горчаков” Евгения Каменьковича по одноименной поэме поэта Иосифа Бродского. Два вечера несказанного удовольствия.

“Шинель” лаконична и шедевральна. История театра и кино знает немало примеров, когда мужчины-актеры исполняли женские и чаще всего комические роли. Женщины играли мужские роли реже. Мне на ум, кроме “Гусарской баллады” Рязанова, более красноречивого примера не пришло. Потому “Шинель” в театральном мире Москвы стала событием априори. И, конечно, гениальная Марина Неелова не разочаровала. Здесь она поднимается до высот чистой трагедии, это настоящий Гоголь без примесей. Полное погружение в образ, психоделическое путешествие в настоящий и мрачный Петербург XIX века. Спектакль остроумно придуман. Шинель здесь полноценное действующее лицо. Неелова беседует с ней, спорит, танцует и постепенно сходит с ума. Но даже на поклонах актриса не выходит из образа Башмачкина, потому что это было бы разрушением атмосферы.


Внук Олега Ефремова Никита достойно продолжает театральную династию. Сцена из спектакля “Горбунов и Горчаков”.

“Горбунов и Горчаков” Евгения Каменьковича — спектакль иного склада. Он погружает в реалии советской психиатрической лечебницы 1960-х. Поэма Бродского, легшая в основу спектакля, автобиографична: перед судом Бродский находился некоторое время в лечебнице. Здесь два главных героя — интеллигент Горбунов и некто Горчаков, как позже выясняется, — сексот, приставленный к Горбунову и докладывающий обо всех беседах с соседом по палате лечащим врачам. Финал истории печален, в жизни все-таки у Бродского все закончилось Нобелевской премией. Выстроенную режиссером Евгением Каменьковичем психологическую дуэль со всеми нюансами блестяще воплощают Никита Ефремов (продолжатель славной театральной династии) и звезда картины “9-я рота” Артур Смольянинов.  Достойно ли продолжает дело Олега Ефремова его внук Никита? Не отдохнула ли на нем природа? Не попал ли он, не дай бог, в прославленную труппу “Современника” по блату, просто из-за звездной фамилии? Слышу я отовсюду взволнованные голоса. Эх, посмотрите спектакль, если, конечно, достанете билет, а потом поговорим.

...Мне подумалось, да вот же он — секрет кассового интеллектуального театра, берите на вооружение и не ломайте копья! С одной стороны, опытные звезды, которые не боятся рисковать, и крепкая молодежь, с которой сходит семь потов, готовая выполнить любую театральную задачу. Репертуарная политика театра “Современник” может стать хорошим примером для белорусского театра, находящегося сейчас в некой прострации, ситуации упадка интеллектуальной активности. Здесь находится место и классике (“Горе от ума”, “Вишневый сад”), и современной драме (“Осенняя соната”, “Игра в джин”), и прозе, как мировой (“Враги. История любви” Исаака Башевиса-Зингера), так и российской (“Время женщин” по роману Елены Чижовой). Но наши режиссеры предпочитают копаться своей кочергой в сгоревших рукописях. 

Отца Никиты Ефремова, знаменитого и любимого Михаила Ефремова, мы увидим этой осенью в Минске. Так иногда сплетаются сюжеты судьбы. 7 ноября (дата, видимо, выбрана не случайно, у нас, в Беларуси это выходной день) во Дворце Республики состоится показ спектакля “Анархия”. Спектакль по пьесе современного английского драматурга Майка Пэкера “Дисфункционалы” поставил рок-музыкант Гарик Сукачев. Главные роли тут исполнят звезды — Михаил Ефремов, Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова и другие актеры.

Для снобов отдельно заметим: актеры в спектакле будут с удовольствием курить и даже нецензурно выражаться.


Зрителей “Анархии” ждет и настоящий рок-концерт.

Цифра

Московский театр “Современник” отремонтируют за 1 миллиард 200 миллионов российских рублей. Это стартовая сумма контракта. Конкурс на реставрацию объявил департамент Москвы по конкурентной политике. Капитальный ремонт здания планируется провести в ближайшие два года.

pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter