Почему практика подарков врачам превращается в поборы?

Анамнез благодарности

В Беларуси займутся искоренением практики дарения подарков врачам в знак благодарности. Минздрав планирует реализовать определенные профилактические мероприятия, направленные на установление большего взаимопонимания между медиками и пациентами, что, как рассчитывают в ведомстве, постепенно отучит от материальной благодарности докторам. Эта тема обсуждалась на заседании в БЕЛТА. В обновленном проекте постановления о нормах медицинской этики и деонтологии говорится, что медработники не должны допускать извлечения коммерческой выгоды. Но есть ли возможность отличить бескорыстный знак внимания от банального подношения? Почему практика подарков врачам превращается в поборы? Какие методы решения этой проблемы наиболее эффективны? Об этом рассуждают наши эксперты.
amimagazine.org

Лучшая признательность – улыбка


Дмитрий Шевцов, депутат Палаты представителей Национального собрания, председатель ОО “Белорусская ассоциация врачей”


Я  выступаю категорически против того, чтобы медработники получали подарки от пациентов и предпочитаю не философствовать по этому поводу, а рассматривать ситуацию с точки зрения законодательства. Факт передачи был — значит, это правонарушение. Согласно Закону

“О борьбе с коррупцией” государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей. Понятно, что дарение может быть обусловлено разными причинами, в том числе и совершенно бескорыстными. Выздоровевший человек на самом деле может испытывать глубокую признательность к врачу, который его вылечил. И принесенная в его кабинет бутылка спиртного, коробка конфет или флакон туалетной воды — это не более чем вещественное выражение слова “спасибо”. Но закон не трактует каждый случай индивидуально. Предстоит унизительное разбирательство, которое отнимет у медработника здоровье и несколько лет жизни. А в перспективе еще и свободу. Стоит ли овчинка выделки? Неужели специалист готов нести уголовную ответственность за коньяк, который, скорее всего, он вообще не употребляет? За горы сладостей, которые провоцируют диабет?

Да, подобная форма взаимодействия с людьми в белых халатах заложена в нас едва ли не на генетическом уровне. Вспомните из истории: земских докторов в XVIII—XIX веках кормили пациенты — тогда медицинские услуги оплачивались парным молоком с подворья, свежим мясом, овощами с грядок. На селе такая практика успешно продолжалась и в XX веке, только назывались доктора уже по-другому — “фельдшеры”. Да и сегодня, что греха таить, порой родственники заболевшего человека, попавшего в больницу, считают своим долгом попытаться поднести подарок санитаркам — чтобы лучше смотрели, медсестрам — чтобы лучше делали уколы, лечащему врачу — чтобы лучше лечил... Но это же абсурд и совершенно ненормальное явление, которое нужно изживать, если мы хотим считать себя цивилизованным обществом. Врач получает заработную плату, которую должен отрабатывать на совесть, без “вливаний” со стороны. Никому ведь не приходит в голову нести подарок уборщице за чисто вымытый подъезд, продавцу в магазине — за грамотный совет по выбору продукта, водителю троллейбуса — за безопасную и комфортную езду. Мы просто выполняем свою работу. И то, как именно мы ее выполняем, — это уже вопрос самоуважения.

Врачи бывают разными. Человеческий фактор играет роль в любой профессии, отрицать это бессмысленно. По-настоящему высококлассных специалистов, отзывчивых, высочайших профессионалов своего дела, скрупулезных и внимательных к пациентам нужно поощрять соответственно. Совсем недавно во время беседы на эту тему мне привели в пример Японию, где любые подношения медикам под строжайшим запретом. При этом зарплата врача напрямую зависит от удовлетворенности его работой пациента. После приема у доктора каждый имеет право оставить отзыв на сайте клиники или в специально предназначенной для этого книге. По итогам месяца администрация больницы или поликлиники распределяет премиальный фонд между сотрудниками в зависимости от того, сколько они набрали лайков и дизлайков.

Вообще-то, точно такая же практика (и довольно давно!) существует во многих наших государственных медицинских учреждениях. Но сложность в том, что мало кто из пациентов знает об этом, а те, кто знает, не всегда хотят принять посильное участие в формировании имиджа того или иного специалиста. И это не только проблема информированности населения, но и нашей общей культуры. Обратите внимание хотя бы на такой факт: у нас есть “Книга замечаний и предложений”, в самом названии которой напрочь отсутствует слово “благодарность”. Среднестатистический человек вспоминает о ее существовании только тогда, когда чем-то не доволен и желает выплеснуть негативные эмоции. И только один из десяти или двадцати посетителей попросит книгу, чтобы написать теплый отзыв и высказать слова признательности специалисту, у которого наблюдается.

Кроме того, на интернет-сайтах многих государственных поликлиник и больниц вообще отсутствует такая опция, как размещение отзыва на работу конкретного медицинского работника. Есть телефон “горячей линии”, электронные обращения. Но этого явно не достаточно в современном мире, где мы давно уже выбираем товары, смотрим фильмы и читаем книги по предварительным рецензиям в сети. Думаю, такая ситуация сложилась не в последнюю очередь потому, что многие главврачи просто боятся увидеть реальное положение дел с собственными кадрами. Мне кажется, нам нужно серьезно подумать над усовершенствованием работы по формированию общественного мнения о деятельности медперсонала. Я всегда считал, что лучшая благодарность для профессионала в белом халате — это доброе слово из уст его пациента. В современных реалиях это еще и теплый отзыв, оставленный в специальной книге медицинского учреждения или на его сайте.

Конфеты вместо тысячи слов


Михаил Дернаковский, генеральный директор консалтинговой компании “Коучинг-центр”, психолог


Как любой адекватный человек, я противник вымогательств в любой сфере, в том числе и в медицинской. За такие вещи вроде “заплатил — буду относиться к тебе как к пациенту, не заплатил — сам пожалеешь!” врачи, равно как и другие специалисты, должны нести ответственность. Но запрет дарить медицинскому персоналу подарки, которые не вымогались и на которые никто не намекал, может приблизить нас к дискриминации профессии и унижению достоинства докторов.

Большинство врачей, за исключением тех, кто имеет доплаты, например, за сложность операций, зарабатывает немного. При этом наши специалисты трудятся зачастую на 1,5—2 ставки, у них есть моральная ответственность за ухудшение состояния здоровья пациента, постоянное взаимодействие с конфликтными психопатизированными людьми, а также с алкоголиками и наркоманами, угробившими свое здоровье и потому вынужденными намного чаще обращаться к врачам. Не будем забывать и про уголовную ответственность, которую медик несет за халатность, про огромное количество документации (те же амбулаторные карты и посыльные на МРЭК, “вагоны” другой обязательной отчетности). То есть это особый труд, от которого зависит здоровье каждого пациента.

Не оставлю без внимания пример Японии. Да, денег там пациенты врачам не дают. Но, что немаловажно, не оставляют иен и на чай официантам, так как это, с точки зрения жителей Страны восходящего солнца, демонстрирует унижение профессии. Но японцы иногда все равно благодарят хорошего врача какими-то ручными поделками (не содержащими драгоценности), открытками и прочей сувенирной продукцией.

В ряде стран подарки ограничивают определенной суммой (например, во Франции предельная стоимость вещественного знака признательности, который не считается взяткой, составляет 35 евро, в США — 50 долларов). В других запрещено дарить деньги или ценные сувениры, в том числе, например, содержащие драгоценные камни и металлы. Но во всех этих странах высококвалифицированные медики — весьма состоятельные люди. У нас профессия врача пока что не считается высокооплачиваемой, хотя государство, конечно, старается повышать докторам оклады. Так имеет ли смысл лишать хороших специалистов того же среднего звена маленьких радостей в их крайне сложной работе?

У нас существует достаточное количество законодательных актов, в которых прописаны наказания за вымогательство, взятки. Но порой в мелочах прячется большой конфуз. Допустим, мы примем какой-то документ, запрещающий медработникам брать подарки от благодарных пациентов. Но ведь врачи тоже люди, у них есть дни рождения, юбилеи. Есть, в конце концов, День медицинского работника. Есть Новый год, 23 февраля,

8 Марта. И очень многие врачи работают в эти дни. Неужели за преподнесенный кем-то из посетителей поликлиники или больницы в такой день сувенир придется платить штраф? Или разрешим это делать только друзьям? Но как понять, какие отношения связывают двоих людей? Ведь очень многие пациенты тех же участковых врачей, фельдшеров на селе могут быть их соседями много лет, могут испытывать по отношению к ним по-настоящему приятельские чувства! Быть может, запретим принимать подарки от тех, кто на данный момент лечится или уже прошел лечение? Но в современном мире благодарный пациент без труда отыщет своего врача в социальных сетях, пришлет подарок по почте. Возможно, это не слишком правдоподобный пример, но порой именно на исключительных случаях строятся десятки уголовных дел!

Признаюсь честно: я сам уже лет десять как все анализы сдаю в частных центрах. Во-первых, потому, что из-за большой загруженности на работе не имею возможности проводить в очереди к врачу общей практики полдня. Но главная причина — я искренне сочувствую участковым терапевтам и другим специалистам, вынужденным во время эпидемии гриппа принимать по 100 человек в день и нарезать километры во время визитов на дому. И чтобы хоть немного облегчить их труд и не тратить попусту свое время, я поступаю таким вот образом. К чему это? Запрет на благодарности не улучшит ни доступности медпомощи, ни ее качества. Если уж всерьез заниматься искоренением практики подарков из боязни превратить ее в массовые поборы, надо переходить к страховой медицине: пришел на прием, получил помощь, ушел, а страховая компания перечислила на счет поликлиники или больницы необходимую сумму.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter