Амплуа третьего возраста

Почему женщина за 50 — не самый желанный гость на празднике жизни?

Почему женщина за 50 — не самый желанный гость на празднике жизни?


Комичная тетка в нелепой красной шляпе просит у молодого человека на минутку мобильный телефон. И... тараторит по нему весь день и ночь, неотступно следуя за хозяином сотового. Создатели этого рекламного продукта, которым раз пятнадцать за вечер испытывают нервы телезрителей, видимо, полагают, что мы должны оценить достоинство услуг нового оператора мобильной связи. Может, кто и оценил, не знаю. У меня лично все это действо вызывает досаду — за тетку в шляпе...


Так получилось, что женщина считается у нас женщиной лет до 40, с большой натяжкой до 50. А после переходит в третий возраст и одновременно становится как бы вторым сортом, теткой. А значит, не только должна перестать влюбляться, очаровывать, вызывать восхищение у мужчин. Не только должна забыть о профессиональной карьере и активной социальной жизни. Она должна просто исчезнуть из публичного визуального пространства. А уж если появится дама зрелого возраста на экране ТВ, в рекламе, то амплуа у нее практически одно — комический персонаж. Замотанная мамаша со стиральными порошками или бабушка с пельменями. Теперь вот еще болтливая тетка с пустыми разговорами по чужому мобильнику. Можно, конечно, все это просто не смотреть, отмахнуться от убогого креатива режиссеров и продюсеров. Но как отмахнуться от жизни, которая с визуальным пространством связана, как сообщающиеся сосуды? И поскольку не первый год такой незамысловатый тренд насаждается в нашем визуально–рекламном пространстве, он дал вполне реальные результаты, сформировал в общественном сознании установку: женщина за 50 — не самый желанный гость на празднике жизни. Такие, мол, особенности третьего возраста. И общественное мнение, вся мощь социально–производственного механизма выталкивают этих нежеланных гостей на обочину активной трудовой, общественной, культурной жизни. Профессиональная карьера, престижная работа им уже не светят. Даже если есть опыт и амбиции, возраст — предпенсионный! — для работодателя практически всегда оказывается весомее. Так что, извините, подвиньтесь. Общественная активность женщин за 50 у окружающих чаще вызывает усмешку, чем одобрение. Развлечения, путешествия, индустрия моды меньше всего ориентированы на женщин предпенсионного, а тем более пенсионного возраста. Ну а уж для романтических историй «такие развалюхи» вообще никак не годятся!


Нет, открыто все это никто не декларирует. Трудовое законодательство, уставы общественных объединений вообще вполне корректны — никаких ограничений по возрасту, полу в них нет. Ограничения — в сознании, мышлении, восприятии — в значительной степени навязаны публичным визуальным пространством. В массовом сознании, отмечают социологи, «как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к женщинам 50 — 60 лет как к бесполезной категории населения и распространяется модель, которая характеризуется стратегией их вытеснения из сферы доступа к престижным ценностям, власти и другим ресурсам». А материализуется все это, так сказать, в сложившуюся практику, которая корректностью никак не отличается. 50–летних женщин и на работу берут неохотно, и увольняют в первую очередь. Для общественно–политической карьеры они стопроцентно неперспективные. Так что превратить года в богатство, как ни старайся, вряд ли получится, а вот в мытарства — и стараться не нужно...


А между тем сегодня в мире совсем иные дуют ветра. Практически во всех европейских странах каждый третий–четвертый житель — старше 60 лет. Каждый месяц более 1 миллиона человек переступает порог 60–летия. И большинство из них — женщины. Но эти процессы, как утверждают (или утешают?) эксперты ООН, являются закономерным этапом развития общества, а не угрозой его стабильности и будущему благополучию. Нужно только предпринять необходимые меры, чтобы ответить на эти вызовы. Меры, кстати, не только социально–экономические. Прежде всего нужен иной взгляд и на возраст, и на самих женщин. Рекомендации экспертов уже стали законодательной нормой жизни во многих странах. Например, при приеме на работу задавать женщине вопрос о ее возрасте — да Боже упаси, неприятностей не оберешься! Ведь это все равно что публично обозвать человека в инвалидном кресле калекой. Дискриминация и нарушение прав — неприлично, невозможно, неполиткорректно! Хотите начать свой бизнес? Берите кредит в банке — без всяких ограничений по возрасту. Заниматься общественной, политической деятельностью дамам в летах самое время — общество только приветствует такую активность.


Меняется, кстати, и визуальное пространство. Высший пилотаж галантности здесь демонстрируют французы, причем со своим неповторимым, чисто французским акцентом. На смену юным моделям и молодым актрисам во Франции приходят новые идолы — женщины, которым за 50 — 60 лет. Именно они — героини журнальных разворотов, телепрограмм и рекламных клипов. Журналисты полагают, что, возможно, тон в новой моде задала бывшая кандидат в президенты 53–летняя Сеголен Руаяль, когда сфотографировалась на пляже... в бикини. Ее ровесница актриса и певица Ариэль Домбаль вскоре предстала в журнале «Пари матч» и вовсе топлес. А 62–летняя актриса Шарлотта Рэмплинг вообще появляется на страницах журналов почти в таком же виде, как в начале 70–х, когда ее объявили «самой сексуальной женщиной мира». Интернет и рекламные газеты пестрят объявлениями 50 — 60–летних одиноких женщин, которые ищут молодых партнеров. А социологи отмечают, что «мужчины не перестают считать француженок привлекательными по мере того, как те становятся старше».


Да и во многих странах немолодые дамы становятся героинями публичного визуального пространства — не только рекламного, но и общественно–политического.


Социологи предсказывают, что ХХI век будет веком женщины. На смену мужским ценностям — личный успех, основанный на конкуренции, силовой подход к решению проблем, стремление к риску и авантюризм — придут ценности женские: забота об общем благе, мире и процветании. Что ж, поживем — увидим. Но для начала, может, пересмотреть, так сказать, общественную ценность самих женщин: не делить их по возрасту на первый и второй сорт?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter