«Амнистия» для цен еще не наступила

Противостоять    торговым  надбавкам   могут   только   открытый   рынок и   высокий   уровень конкуренции

Противостоять    торговым  надбавкам   могут   только   открытый   рынок и   высокий   уровень конкуренции

Какое законодательство в Беларуси сложнее – налоговое или в области ценообразования?

Это не вопрос, а анекдот профессиональных экономистов. Шутка не совсем беспочвенна, ибо цены на отечественную продукцию долгое время были подвержены различным ограничениям. Отдушину торговля находила в импорте, наценки на который не регулировались государством. Последние две недели оказались нервными для ритейла – и оптового, и розничного. Решение установить предел «торговой» накрутки в 30 % прозвучало для малого бизнеса как гром среди ясного неба. Вступления в силу постановления Министерства экономики № 179 импортеры и реализаторы ожидали, как казни. Одновременно засыпая правительство просьбами о помиловании. «Дело о торговых наценках» пересмотрели, и в результате 179-е постановление трансформировалось в 183-е. Документ в некотором роде судьбоносный. Не только по своему содержанию, но и по истории своего принятия. Пожалуй, это первый прецедент, когда предпринимателям, Министерству экономики и другим ведомствам после обмена мнениями удалось достигнуть консенсуса. Цены на импортные товары регулироваться все-таки будут, но существенно расширился «наценочный зазор». Согласно постановлению № 183 накинуть 30 % имеет право импортер продукции, причем цену формирует исходя из своих затрат: контрактная цена, расходы на транспортировку, таможенные платежи, страхование и так далее. Белорусские оптовые и розничные продавцы также имеют право на совокупную наценку 30 % независимо от количества посредников.

«Законсервировали»

Проблема ограничения цен на импортную продукцию, как говорится, с бородой. Эту идею больше года упорно защищал концерн «Белгоспищепром». Особенно она нравилась представителям консервной отрасли, которых возмущала наценка на импортные соки, горошек и кукурузу в 100—200 %. Жалобы белорусских переработчиков на дороговизну завозных товаров выглядели странно. Но на деле были вполне обоснованны, хотя, возможно, и не совсем корректны с точки зрения рыночного восприятия действительности. Высокая норма прибыли от реализации иностранной продукции ставила ее вне конкуренции по сравнению с отечественными аналогами. Если на белорусские консервы законодательство разрешало «накрутить» только 30 %, то на импортные товары разрешалось «задирать» цену на свое усмотрение. Естественно, в большинстве случаев торговля предпочитала зарубежные торговые марки. Белорусским же предприятиям приходилось пробиваться на потребительский рынок в основном под прикрытием мощного щита административного ресурса.

Правда, проблема наценок больнее всего била по неликвидной продукции. Относительно низкая цена не могла компенсировать более чем скромную их потребительскую ценность. Поэтому, как ни удивительно, борьбу на рынке и выигрывал иностранный продукт. Эту тенденцию усилил рост благосостояния среднего белоруса. Чем богаче человек, тем меньше на его выбор влияет цена и тем больше возрастает влияние других факторов: упаковка, вкусовые качества, имидж торговой марки, доверие к производителю… Словом, те свойства товара, которые невозможно создать в одночасье, на их формирование уходят, как минимум, годы. А проблема со сбытом у ряда предприятий ребром встала уже сегодня.

Прорваться на рынок и торговые полки за считанные недели возможно только двумя способами: за счет огромных инвестиций в агрессивный маркетинг и массированную рекламную кампанию либо с помощью административного ресурса. В угоду отечественным товарам последний в этом году использовали уже не раз: весной в обязательно-добровольном порядке освободили магазинные полки под белорусскую продукцию. Родных консервов в торговле сегодня более чем предостаточно, но очереди за ними так и не выстраиваются. Вот и ратовали иные предприятия, чтобы кроме присутствия их продукции на полках нашелся способ одновременно освободить прилавки от заграничных конкурентов.

Думаю, постановление № 179 вызвало бы слезы умиления у некоторых наших переработчиков. Ограничение совокупной наценки в 30 % плюс требование документально обосновывать контрактную цену убивало импорт на корню. Поставлять большинство товаров на белорусский рынок при таких условиях становилось невыгодно. А именно на исчезновение импорта и надеялись производители, которые отстаивали такое решение. Если бы при наценке 30 % импортер и розничный продавец имели шанс получить хотя бы минимальную прибыль, то зарубежные торговые марки резко бы подешевели на белорусском рынке и отечественной продукции вовсе не оставили бы никаких шансов.

Пока ничья

Нормы постановления № 179 заставили вздрогнуть не только малый бизнес, забеспокоились и потребители: оказаться без права выбора никому не хотелось. К счастью, документ был пересмотрен. Несколько раз его положения обсуждались и на заседаниях Совмина, и с представителями общественных организаций предпринимателей. В результате ограничения для «импортных» цен в постановлении № 183 присутствуют, но в более мягкой форме. И, пожалуй, самое главное: исчезло требование к импортерам документально обосновывать контрактную цену.

— Главной целью постановления № 183 было уравнять на рынке условия для отечественных и импортных товаров, — отметил министр экономики Николай Зайченко. — Это решение принималось не вдруг, ему предшествовали анализ и расчеты.

В частности, мониторинг рынка специалистами Министерства экономики показал, что рентабельность реализации некоторых товаров достигает 4000 %. К примеру, таким суперприбыльным товаром оказалась… морковка. Правда, выращенная в ЮАР. Другими словами, были зафиксированы факты необоснованной наживы импортеров.

Хотя в последующем Николай Петрович констатировал: в свободных ценах заинтересованы как производители, так и потребители. Но для этого необходима развитая конкуренция. Это условие выполнить несложно: стоит только открыть границы и впустить на рынок всех желающих. Но этого не выдержат большинство отечественных производителей. Поэтому, увы, пока без механизмов регулирования не обойтись. В том числе и в сфере ценообразования. В противном случае существует опасность монополизации рынка одним производителем. 

Свободные цены в Беларуси все-таки остались. Размер наценок не ограничивается на 40 товарных позиций, перечисленных в приложении № 1 к постановлению № 183. Как отметили представители Министерства экономики, и без посторонней помощи на рынке сформировался на эти товары уровень цен, который отвечает требованиям нового постановления.

На заре эпохи дискаунтеров…

Как отреагирует рынок на новые правила ценообразования? Снизятся цены или повысятся? Сократится ли ассортимент на магазинных полках? Министерство экономики пока точно прогнозировать не берется.

Лично я сильно сомневаюсь, что потребительская корзина из импортных товаров подешевеет. Вряд ли ценовые ограничения усилят конкуренцию. Скорее всего, только ослабят. Импортеры тоже, судя по всему, не обеднеют. Просто свою прибыль будут формировать за границей, искусственно завышая контрактную цену, а потом с чистой совестью в Беларуси прибавят два раза по 30 %, разрешенных законодательством. Правда, за более дорогой ввозимый товар придется платить повышенные таможенные платежи. Это — лишние издержки. И пока остается открытым вопрос, кто их будет оплачивать: импортер или потребитель? Не исключен вариант, при котором, чтобы сохранить рентабельность продаж на прежнем уровне, импортерам придется повысить и розничные цены.

Возможен и другой вариант: стремительное развитие в стране дисконтного формата торговли. Чтобы удержать белорусский рынок и минимизировать издержки, импортеры с финансовой поддержкой иностранных производителей будут открывать сети своей фирменной торговли, чтобы обеспечить полный цикл — от поставки в страну до розничной торговли. Тогда все 60 % наценки остаются в одних руках. Но такой подход — удар по гипермаркетам, супермаркетам и другим универсальным магазинам, издержки которых несопоставимы с дискаунтерными торговыми точками.

Впрочем, время расставит все точки над «i». Кстати, Николай Зайченко не исключает, что постановление № 183 может потребовать доработки.

— Жизнь богаче любого документа, — отметил он. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter