Амфитеатр боевых действий

О сессии ПАСЕ

Страсбург — город интернациональный, символ немецко–французской дружбы, а сегодня еще и символ единой Европы, потому что там по соседству находятся здание Европарламента и амфитеатр Парламентской ассамблеи Совета Европы.


По правде говоря, всю свою предыдущую жизнь, переходя от Франции к Германии, Страсбург символизировал немецко–французскую вражду, а вовсе не дружбу, но, создав однажды Европейский союз, Париж и Берлин как–то решили свои проблемы. По большому счету, стало не важно, кому сегодня принадлежат Эльзас и Лотарингия, главное, что это — часть ЕС. Но тут в дело вмешалась третья сторона. Страсбург, конечно, не Париж, но здесь тоже есть свои иммигрантские кварталы. И вот уже благочинные франкоговорящие старушки и дойч–старички побаиваются выходить вечером на улицу: их уютный дворик захватили подростки — с виду не то арабы, не то цыгане. Так и живут: одни жгут автомобили, другие отвечают им политическими методами, голосуя за крайне правых на выборах. Главной темой осенней сессии ПАСЕ стал рост национализма в Европе. Другие вопросы отошли на второй план.


Заглавная страница сайта Совета Европы. Все сообщения крутятся вокруг одного и того же. Вот министр иностранных дел Германии говорит о проявлениях ксенофобии в европейской политике. «Это может вызывать в наших странах аплодисменты, — заявил Гидо Вестервелле, — но от того не становится менее безответственным». Он также настоятельно призвал Совет Европы «избавиться от балласта» и сосредоточиться на защите прав человека.


Критикуя ПАСЕ, ее иногда обвиняют в том, что она превратилась в «говорильню», но толку от этих разговоров мало. К примеру, с августа 2008 года, после грузинско–российской войны, евродепутаты много раз принимали резолюции с призывом к Москве отказаться от признания независимости Южной Осетии. Российская делегация всякий раз отказывалась, что послужило поводом для Грузии поставить вопрос о лишении России полномочий в организации. Однако это предложение поддержки не нашло. В Страсбурге давно поняли, что самый неэффективный метод решения сложных вопросов — это исключить европейскую страну из Совета Европы...


Пока Москва и Тбилиси продолжают выяснять отношения на людях, ПАСЕ, кажется, наконец–то нащупала болевой нерв европейской политики. «Рост популярности кандидатов–популистов и экстремистов и их успехи на выборах вызывает беспокойство Совета Европы, — признается председатель комитета министров Совета Европы, глава македонского МИДа Антонио Милошоский. — Они используют недовольство людей, вызванное экономическим упадком и социальным кризисом. Их программы построены на противопоставлении: против иммиграции, против ислама, против объединенной Европы. Мы должны внимательнее присмотреться к подобным политикам, поскольку они становятся реальной силой в парламентах и могут влиять на принятие государственных решений».


За примерами далеко ходить не надо. В понедельник, то есть в тот же день, когда македонский дипломат делал свое заявление, в Амстердаме начался судебный процесс по делу нидерландского политика Герта Вилдерса. Он публично проводит параллели между Кораном и «Майн кампф», называя ислам «тоталитарной идеологией». Однако, как сообщается, дело о разжигании межнациональной розни находится на грани закрытия, а вот шансы возглавляемой Вилдерсом Партии свободы войти в состав нового правительства Нидерландов как никогда велики.


Когда Ангела Меркель вслух выразила сожаление в связи с последним обстоятельством, Вилдерс потребовал от немецкого канцлера не вмешиваться во внутренние дела его государства. Сегодня сложно представить, что может повториться ситуация десятилетней давности. Когда все страны Евросоюза устроили форменную обструкцию Австрии, когда там во власть попали ультраправые во главе с Йоргом Хайдером.


Сегодня Николя Саркози высылает сотни цыган из Франции, хотя Румыния и Болгария, откуда они приехали в своих кибитках, тоже являются членами Евросоюза. Брюссель пытается защитить идею Европы без границ и обещает Парижу наказание в виде судебного иска, однако президент Франции четко дал понять, что не отступится, — накануне выборов ему нужно срочно поднимать свой рейтинг, а это идеальный способ. Думается, что в связи с этим ПАСЕ будет что обсудить на нынешней сессии...


Кстати, еще одно наблюдение. Интернет–СМИ анонсировали: белорусская тема в Страсбурге обязательно зазвучит! Интересно. Всегда занятно — меняется ли вектор политики, что новенького? Увы, пока судить сложно. Как представляется, поднимается наша тема исключительно минскими журналистами, которые задают вопросы на многочисленных пресс–конференциях. Так, политический советник Совета Европы Майкл Инглдоу, когда его спросили, сказал, что предстоящие выборы — «важный элемент развития наших отношений», однако Страсбург не сможет направить миссию наблюдателей в Беларусь, поскольку наша страна не является членом этой организации. Минск же артикулировал свое желание тесно сотрудничать с ПАСЕ — об этом заявил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко на открытии очередной сессии нашего Парламента. Так что все же, надеюсь, мы дождемся новостей не только от репортеров, но и от страсбургских политиков...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter