Америка начала битву за интернет

Американские компании организовали протест в защиту сетевого нейтралитета

Крупнейшие американские интернет-компании 12 июля проводят онлайн-протест, так называемую «битву за интернет», против планов Федеральной комиссии по связям США (FCC) отменить действие принципа сетевого нейтралитета, по которому провайдеры не отдают предпочтение одним участникам сети перед другими. Необходимость обратить внимание американцев на эту проблему возникла после того, как президент Дональд Трамп назначил главой FCC противника «свободного» интернета.

фото Jonathan Alcorn/Reuters

Протест направлен против планов нового руководства Федеральной комиссии по связи США и крупнейших американских провайдеров — AT&T, Comcast и Verizon — и призван показать пользователям, почему отмена принципа сетевого нейтралитета навсегда изменит интернет, каким его знают американцы.

Правила сетевого нейтралитета, действующие в Америке, запрещают провайдерам менять скорость доступа пользователя к тем или иным ресурсам, таким образом отдавая предпочтение одним и замедляя передачу данных другим. Защитники этих правил настаивают на том, что вся информация в интернете одинаково важна.

В акции принимают участие Vimeo, Etsy, Airbnb, ACLU, Spotify, Yelp, Twitter, OKCupid, Dropbox, Pinterest, Facebook, Microsoft и многие другие.

Каждый сервис решил по-своему привлечь внимание к проблеме. Так, например, если 12 июля зайти на сайт Pornhub, то сначала посетитель увидит медленно вращающийся значок загрузки и только затем сможет ознакомиться с содержимым сервиса.

Приложение SoundCloud спрашивает пользователей, хотят ли они узнать больше о сетевом нейтралитете, и предлагает прослушать монолог, где в свободных выражениях критикуются планы FCC. Главная страница Vimeo выдает видеоролик «Почему нам нужен сетевой нейтралитет» — в нем пользователей призывают не быть равнодушными и действовать ради свободы «полезного и причудливого» интернета.

Пай задумался о деньгах

Вопросами регулирования сетевого нейтралитета в США занимается FCC. Во время президентства Барака Обамы FCC активно поддерживала и продвигала сетевой нейтралитет как основополагающий принцип для обеспечения здоровой конкуренции в интернет-пространстве. Обама еще на выборах 2008 года пообещал следить за его соблюдением. В феврале 2015 года FCC узаконила сетевой нейтралитет.

Однако с приходом к власти Дональда Трампа многое изменилось. В первые дни своего президентства он сменил руководство FCC. Комиссию возглавил Аджит Пай — профессиональный юрист, долгое время проработавший в министерстве юстиции, FCC и прочих правительственных институтах. Кроме того, он работал юристом в частном секторе и даже занимал пост в Verizon Communications — одной из крупнейших американских телекоммуникационных компаний.

В декабре 2016 года газета New York Times охарактеризовала его как сторонника консервативной интерпретации законов в области регулирования телекоммуникаций и полномочий FCC.

В апреле FCC опубликовала доклад Пая, в котором тот обрушивается с критикой на принцип сетевого нейтралитета и прежнюю политику комиссии.

«Я предупреждал, что мы совершаем серьезную ошибку, — пишет Пай. — Это элементарная экономика: чем больше вы регулируете что-то, тем меньше вы получаете». Руководитель FCC утверждал, что принцип сетевого нейтралитета сокращает инвестиции в развитие широкополосного интернета.

В тот же день FCC дала возможность пользователям оставить мнение о предстоящих изменениях. На сегодняшний день комментарии оставили около 6 млн пользователей.

За полгода до введения принципа сетевого нейтралитета комик Джон Оливер шутил в своей авторской программе: что бы ни говорили провайдеры, «это не будет Усейн Болт и Усейн Болт на мотоцикле, это будет Усейн Болт и Усейн Болт, прикованный к якорю» — таким образом иронизируя над заверениями телекоммуникационных компаний о том, что, если не вводить принцип сетевого нейтралитета, это только ускорит интернет.

Кому это выгодно

Защитники сетевого нейтралитета считают, что провайдеры злоупотребляют зависимостью поставщиков контента. Это приводит к тому, что телекоммуникационные компании начинают решать, какие веб-сайты будут работать быстро или медленно, а какие не будут загружаться совсем.

Участники протестной акции настаивают, что все сервисы и сайты при прочих равных условиях должны быть одинаково доступны пользователям.

Понятно, что в данном случае речь идет о сайтах, не нарушающих действующее законодательство. В первую очередь эта проблема касается «тяжелых» сайтов, занимающихся, скажем, видеохостингом, как Youtube.

В свою очередь противники сетевого нейтралитета настаивают, что этот принцип негативно сказывается на качестве связи — у провайдеров не хватает денег на амортизацию растущего трафика, что влечет за собой удорожание услуг.

Отмена принципа может привести к тому, что главными бенефициарами станут также и недобросовестные поставщики контента, коммерческий успех которых возможен только в условиях нечестной конкуренции. Пользуясь преимуществами неравного доступа, они станут продвигать собственные поисковые машины, услуги потокового видео, видеохостинга и так далее. В некоммерческой плоскости это может угрожать свободе слова.

Сетевой нейтралитет связан с проблемой «нулевых зон», когда провайдеры предлагают без тарификации пользоваться некоторыми сервисами — облегченными версиями социальных сетей и так далее.

В некоторых странах мира, таких как Норвегия и Япония, использование «нулевых зон» запрещено. Однако в США, как и, к слову, в России, это распространенная практика. Аджит Пай считает «нулевые зоны» совершенно нормальной, законной и даже позитивной практикой.

Тем не менее, что бы ни утверждали провайдеры, один из самых знаменитых примеров, говорящих в пользу стимулирующего характера сетевого нейтралитета, случился в 2014 году, когда Netflix обвинил провайдеров в том, что те искусственно «душили» идущий на сайт трафик, — свое обвинение Netflix сопроводил наглядными графиками, показывающими, что при прочих равных разные провайдеры по необъяснимым причинам дают разную скорость на их сайт.

В преддверии «Дня действия» (Day of action — одно из названий акции 12 июля) представитель Netflix заявил: «Мы присоединяемся к «Дню действия», чтобы гарантировать, что, когда появится следующий Netflix, ничто не помешает ему забраться так же далеко».

Александр Атасунцев

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Источник:
Газета.Ру

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?

Новости
Все новости