Бесконтрольная и бездумная накачка оружием тех или иных государств, пусть даже и под благородным предлогом обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности, на самом деле подпитывает современные вооруженные конфликты, способствует дестабилизирующим накоплениям вооружений. Это прямой пусть к милитаризации региона или регионов, военному дисбалансу и эскалации напряженности.
Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Юрий Амбразевич, выступая в Совете Безопасности ООН, посвященном рискам, связанным с нарушением соглашений, регулирующих экспорт вооружения и военной техники.
– По оценкам ООН, ежегодно в мире четверть миллиона человек погибает от огнестрельного оружия. Не случайно по числу жертв легкое и стрелковое оружие называют новым видом оружия массового уничтожения. Еще Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в одном из своих докладов отмечал: «Число погибших от стрелкового оружия намного превосходит число погибших в результате применения других систем вооружений».
Ущерб, нанесенный применением обычных вооружений инфраструктурным, культурным, образовательным, религиозным и медицинским объектам, также имеет долгосрочные социально-экономические последствия, подчеркнул белорусский представитель. Он отметил, что избыточные накопления вооружений существенно увеличивают риски их перетекания в незаконный оборот. Ведь большая часть вооружений попадает на черный рынок из легального оборота.
Незаконные потоки легкого стрелкового оружия и других видов обычных вооружений создают благодатную почву для роста и усиления террористических структур и транснациональной организованной преступности. Несмотря на разработанный мировым сообществом обширный инструментарий в сфере контроля над экспортом обычных вооружений и действующее национальное законодательство в области экспортного контроля, эти механизмы срабатывают далеко не всегда, акцентировал внимание Юрий Амбразевич.
Дипломат также назвал три причины неэффективности существующего порядка:
– Первая – намеренное нарушение действующих соглашений и собственного национального законодательства по экспортному контролю, в особенности в части конечного пользователя и контроля за целевым использованием поставляемых вооружений. Вторая – избирательное толкование экспортных критериев в собственных политических целях. Третья – имеющиеся пробелы в самих многосторонних документах. Так, должным образом не урегулированы вопросы согласования и контроля реэкспорта вооружений, запрета на поставки вооружений неуполномоченным негосударственным субъектам, отсутствует единообразное понимание гуманитарных критериев оценки рисков.
По словам белорусского представителя, это создает лазейки для перенаправления обычных вооружений в руки несанкционированных конечных пользователей и, следовательно, в теневой незаконный оборот.