Владимир Литвинцев — о будущем «Единой Евразии»

Амбиций нам не занимать

В Аналитическом центре при правительстве РФ в рамках XV Международного форума по развитию транспортных коридоров состоялась экспертная сессия на тему «Комплексные инфраструктурные мегапроекты — как приоритет национального развития страны». 

В работе сессии приняли участие видные российские ученые и академики во главе с президентом РАН Александром Сергеевым, заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин, представители реального сектора экономики и бизнес‑структур. Что обсуждали ученые и какова роль инфраструктурных мегапроектов в развитии интеграционных процессов, мы расспросили модератора сессии, ученого секретаря Межведомственного координационного совета РАН Владимира Литвинцева.

— Владимир Яковлевич, что обсуждало столь высокое экспертное сообщество?

— Реализацию таких комплексных инфраструктурных мегапроектов, как «Единая Евразия: Транс‑Евразийское пространство RAZVITIE». Руководителями проекта являются ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и президент РАН Александр Сергеев. В его разработке участвуют ученые из МГУ, институтов РАН, представители РЖД и ряд других структур.

— В чем основная идея проекта?

— Создание условий для глубокого и комплексного освоения Сибири, Дальнего Востока и Арктики на базе пространственных транспортно‑логистических коридоров с опорой на высокоскоростной железнодорожный комплекс и Северный морской путь. Они будут представлять собой общую инфраструктуру, включающую стратегические хабы в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах и Арктике, объединенные с использованием водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и инновационных безаэродромных транспортных средств. В эту инфраструктуру между транспортными коридорами должна быть включена энергетическая система и информационно‑коммуникационная. В этом масштабном проекте планируется участие различных государств, в первую очередь стран Европейского союза и Азиатско‑Тихоокеанского региона — Китая, Японии, Индии...

ИНФОГРАФИКА «РГ» / АНТОН ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ / АЛЕКСАНДР ЧИСТОВ / ВИКТОР РАСТОРГУЕВ

— А что проект даст простым гражданам?

— Он позволит создать высокотехнологичные предприятия, которые дадут рабочие места и хорошую заработную плату. Кроме того, грузопассажирские высокоскоростные магистрали свяжут между собой макрорегионы Сибири, Урала, Дальнего Востока. Это даст возможность, например, жить в одном регионе, а работать в другом. Не нужно будет, как сегодня, если ты нашел работу за 800 километров, продавать все и переезжать. Потому что до работы можно будет добраться за пару часов. 

Безусловно, проект имеет и комплекс других задач, например, развитие АПК, а для граждан — это продовольственная безопасность. Большой потенциал открывается для развития туризма.

Общая протяженность магистрали по территории России составит 9225 км. Сегодня это расстояние товарные поезда в среднем проходят за 12–14 суток. А после строительства магистрали на это уйдет около 3–4 суток.

— Где начнется отправная точка строительства магистрали?

— Строительство по единому проекту начнется одновременно сразу в нескольких регионах России и Беларуси. Проект предлагает Беларуси стать не просто «транзитной территорией». Планируется прокладка ВСЖК по территории Беларуси с созданием мультимодального транспортно‑логистического узла, обеспечивающего транспортную логистику для близлежащих государств в рамках макрорегиона. Это страны Прибалтики, Восточной и Юго‑Восточной Европы и субъектов России. 

— А с белорусскими учеными вы данный проект обсуждали?

— Конечно. С Национальной академией наук Беларуси мы создали координационный совет, который будет заниматься проработкой научно‑технологической базы. 

— Как может выглядеть сегодня практическая реализация проекта в рамках Союзного государства?

— Сегодня под руководством Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты во взаимодействии с РАН проработана идея проекта высокоскоростной магистрали Санкт‑Петербург — Минск — Гамбург. Это геополитический инфраструктурный проект, дающий мощный импульс интеграционным процессам в Союзном государстве, а также стимулирующий комплексное социально‑экономическое развитие Северо‑Западного региона России. Он находится в высокой степени готовности и мог бы стать одним из пилотных в рамках мегапроекта. На нем можно отработать всю ту модель, о которой говорилось.

Юлия Васильева

julia@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter