Альтернативы третьего срока

«Плюсы» демократии и «минусы» кандидатов В календаре Центризбиркома России 2007-й отмечен лишь как год выборов представительных органов власти. Разных уровней – от муниципального до федерального – но и только. Однако даже проблема формирования Государственной Думы следующего созыва, в связи с чем сейчас разворачивается борьба за спонсорские ресурсы и за ресурс административный, меркнет в сравнении с проблемой-2008. Когда стране предстоит проголосовать за нового президента.

Дело в том, что структура федеральной власти еще в Конституции, принятой в 1993-м, изначально строилась как президентская. Парламент сразу оказался на вторых ролях, однако какое-то время еще мог в известной мере оппонировать исполнительной власти. Но ситуация в стране развивалась таким образом, что у одной из властных ветвей прибавлялось полномочий, у другой они становились все более формальными. Вертикаль укреплялась и в итоге приобрела весьма жесткую форму. В которой фигура президента стала не просто главной – решающей. Во всяком случае, в сфере так называемой публичной политики.
Как говаривали классики, у нас нынче президент и его администрация – базис, все остальное – надстройка. Подобная конструкция может нравиться или не нравиться, но на данный момент она – суровая реальность. С которой в любом случае надо считаться.
Поэтому именно президентские выборы определят  формат развития страны после марта 2008-го, характер политических процессов и судьбу элит.
И именно здесь начинается самое интересное.
Вот уже больше года и в общественно-политическом сообществе, и за плотно закрытыми дверями кабинетов власти ведутся ожесточенные споры о кандидате на высшую должность. Одни ратуют за избрание на третий срок Владимира Путина, другие подыскивают кандидатуру достойного преемника. Пока, однако, и тот, и другой варианты  выглядят очень сомнительно.
Выдвижение на третий срок запрещает Конституция. Хотя ограничение это совсем несложно преодолеть. Госдума спокойно наберет нужное большинство для поправок в Основной закон, сенаторы тоже возражать не станут, регионы поддержат инициативу Центра едва ли
не с радостью.
В силу многих обстоятельств рейтинг Владимира Путина в стране остается высоким и стабильным. Граждане с ужасом вспоминают катаклизмы эпохи Ельцина и двумя руками готовы проголосовать, чтобы подобное больше не повторилось. То есть за того президента, при котором в любом случае будет лучше, чем при Ельцине.
Но дело в том, что Владимир Путин сам не хочет на третий срок. И намерен строго следовать действующей Конституции. О чем неоднократно и категорично заявлял на людях.  То ли устал руководить, то ли подыскал себе более интересную работу. А без его согласия никто не рискнет запустить механизм конституционных поправок. Такова оборотная сторона жесткой вертикали.
То есть выбор невелик.  Либо все же уговорить В. Путина еще немного потрудиться президентом, либо подыскать ему мощную замену. Вот с этим-то как раз и сложности.
«В России пока не было успешного опыта передачи власти от одного лидера к другому, – считает известный политолог Сергей Марков. –  Вспомним: то страна разваливалась, то революция происходила, то в виде переворота это происходило (как от Хрущева к Брежневу), то начиналась сразу десталинизация. Даже передачу власти от Ельцина Путину, с точки зрения людей, которые тогда окружали Ельцина, – Березовского, Ходорковского и тех, кто входил в «семибанкирщину», – нельзя назвать идеальной. Те, кто сейчас окружают Путина, конечно, боятся повторить судьбу Березовского. И поэтому должна быть создана некая российская модель перехода власти к новому лидеру».
Придумать модель, конечно же, можно. Но вот как заставить ее работать в наших условиях? По каким правилам? Когда среди наших политиков принято относиться к  законам и прочим общественным договорам легко и необязательно.
О соперничестве как минимум двух влиятельных группировок в окружении В. Путина хорошо известно. Борьба эта даже сегодня выплескивается на публику громкими отставками и внезапными уголовными делами. И нетрудно представить, каких масштабов может достичь передел сфер влияния, если какой-то одной стороне удастся провести на президентский пост своего кандидата. И какими потерями новый раунд этого поединка обернется для страны.
Кандидаты от этих структур, правда, уже обозначены.  Сергея Иванова и Дмитрия Медведева ввели в правительство в качестве вице-премьеров и усиленно пиарят в официальных СМИ.
Это называется честным состязанием. Мол, пусть сначала докажут, кто достоин быть лидером страны, поборются за рейтинг, а там посмотрим…
Некоторые политологи упорно сопоставляют их успехи и неудачи, оценивают шансы.  Однако серьезным специалистам понятно, что вице-премьерам слишком задолго до выборов выделены слишком проблематичные участки работы. Где проявить себя национальным лидером крайне трудно.
Система чересчур коррумпирована и бюрократизирована, справиться с ней усилиями отдельных, пусть даже обличенных большими полномочиями, энтузиастов невозможно. Она нынче нейтрализует любые их благие порывы и сожрет любые золотовалютные запасы. Переварит их и распихает по личным счетам в иностранных банках.
Знатокам избирательных технологий известно, каким провалом для кандидатов может обернуться так называемый ранний старт. Претенденты успеют надоесть электорату, а временные плюсы могут превратиться в минусы. Об этом феномене прекрасно осведомлены и политтехнологи со Старой площади. Поэтому и там, скорее всего, рассматривают Д. Медведева с С. Ивановым лишь как «технических» кандидатов. То есть создающих условия для прорыва основного.
«Основного» преемника сейчас усиленно ищут в верхах, о нем же гадают и в экспертном сообществе. Кое-кто называет, в частности, главного железнодорожника страны г-на Якунина. Потенциально он гораздо харизматичнее двух уже засвеченных претендентов, входит в круг самых доверенных и приближенных, имеет чекистское прошлое. И при этом не стремится на публику, не связывает свою персону с громкими пиар-мероприятиями. В СМИ появляется крайне редко, мало что известно общественности о победах и поражениях  его железнодорожного ведомства.
Столь тщательно оберегается репутация как раз того, кто выбран на главную роль. Кому предназначено выйти на сцену в решающий момент.
Можно назвать и еще несколько перспективных кандидатов в преемники. Однако каждый из них неизбежно будет обречен на очень тяжелые альтернативы.
Очевидно, что у любого нового человека на посту президента страны рейтинг будет гораздо ниже, чем у Владимира Путина. Так уж устроена массовая психология. От преемника будут ждать гораздо большего, и стоит ему лишь чуть-чуть не соответствовать явно завышенным ожиданиям, как к нему резко упадет доверие. И в обществе, и в элитах.
В то же время перед новым президентом встанут гораздо более сложные проблемы.
Среди главных – судьба финансовых ресурсов. Если мировые высокие  цены на энергоносители сохранятся, неизбежно придется решать мучительный и неподъемный для сегодняшнего госаппарата вопрос: куда девать такую массу накопленных казной денег? Во что вкладывать, как повышать благосостояние граждан? Нынешнее правительство этих ответов не знает. Придется искать других министров, пробиваясь через кадровые и прочие интересы очень могущественных финансовых кланов. Выиграть у них сейчас способен только очень сильный лидер.
Если же цены на нефть и газ рухнут, нового президента, да и страну, ждут тяжелые времена. Отечественная экономика никак не освоит интенсивный путь развития, эффективных механизмов инвестирования не создано. Поэтому придется лишь «проедать» и Стабфонд, и золотовалютные запасы. Хватит их, по прогнозам экономистов, очень ненадолго. А что потом?
Максимально обострятся и международные вызовы России. Ее сегодняшние претензии на роль мировой державы вызвали весьма негативную реакцию на Западе. Идущие на смену республиканцам американские демократы настроены к нам очень конфликтно, крайняя настороженность просматривается и у некоторых европейских лидеров.
Настроения эти достаточно адекватно отражает иностранная пресса.
«К 2008-2009 году, когда друг за другом свои посты покинут президенты Владимир Путин и Джордж Буш, Россия подойдет страной, меньше настроенной на сотрудничество с Вашингтоном, чем она была шесть лет назад, когда Буш заглянул в глаза и душу российского лидера», – предостерегает влиятельная газета «Вашингтон пост».
«Русский медведь отлично понимает: в глазах прагматичных западных бизнесменов перспектива гигантских прибылей, дивидендов и возможностей для инвестиций многократно перевешивает унижения, несправедливость и беззаконие, с которыми им приходится сталкиваться на пути. Но не заигралась ли Россия в эту игру?» – почти в открытую угрожает американское издание «Форбс».
Вот с каким глобальным негативом придется иметь дело новому президенту на геополитическом пространстве.
Противостояние России с «Большой восьмеркой», НАТО и ЕС может оказаться весьма масштабным. Что также потребует от руководства страны гораздо более сильной и эффективной политики. И внешней, и особенно внутренней. Но как быстро новый лидер освоит ее «азы», найдет мощные рычаги влияния и наладит механизмы власти?
В государстве, выстроенном под личность президента и его властную вертикаль, вопрос этот – далеко не праздный.
Поэтому в последнее время мысли экспертного сообщества все чаще возвращаются к идее третьего срока. К тому, чтобы Владимир Путин в марте 2008-го сохранил за собой президентский пост и, опираясь на подтвержденный на выборах высокий рейтинг, начал бы реализовывать программу кардинальной модернизации страны. Во всяком случае, это будет меньшее из зол.
Но времени для запуска этого варианта остается немного.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter