Альтернативное топливо

Многие еще помнят, как после войны по дорогам колесили автомобили с двумя стоящими рядом с кабиной циклопическими сооружениями, похожими на бойлерные баки. Водитель подбросит туда дровишек, даст им немного разгореться и давит на газ...

Когда  экономия  и  рациональное  использование  его  становится   национальной  идеей

Многие еще, видно, помнят, как после войны по дорогам Беларуси колесили автомобили с двумя стоящими рядом с кабиной циклопическими сооружениями, похожими на бойлерные баки. Водитель подбросит туда дровишек, чаще всего березовых чурок, даст им немного разгореться
и давит на газ. Эти автомобили, работающие на дровах, и назывались газогенераторными. На лесоразработках в Карелии они встречались даже в начале 70-х годов, когда проблем с бензином вроде уже не было, а нерадивые водители, чтобы «накрутить километраж», попросту сливали топливо на обочину. Не знаю, насколько мощными были эти автомобили, но что самыми экономичными, особенно в лесных условиях, то безусловно. 

Сегодня в условиях безудержного роста цен на нефть и маячащего где-то уже не так далеко нефтяного голода многие страны не только вспомнили о подобного рода старых изобретениях, но и усердно принялись искать разные заменители бензина и солярки. 

Ярым сторонником перехода на альтернативное топливо являются  США. В начале этого года, выступая перед конгрессом, Джордж Буш призвал нацию в течение ближайших 10 лет сократить потребление топлива на 20 процентов, а для этого создавать более экономичные автомобили и переходить на использование угля, электроэнергетики, энергии ветра и биодобавок. Речь он вел прежде всего об этаноле – биодобавке в бензин. Буш призвал его делать из всего, из  чего можно: «от древесины и травы до сельскохозяйственных отходов». 

Альтернативное топливо стало сегодня модной политической темой. Одни в этом видят хоть какое-то спасение от диктата (правда, не глобальных нефтяных монополий и картелей, а нефтедобывающих стран), другие — возможность погромче заявить о себе. Нынешний кандидат в президенты США, сенатор Хиллари Клинтон, долгое время известная еще как жесткая противница федеральной поддержки индустрии биотоплива, сегодня выступает как самая активная его пропагандистка и проталкивает создание 50-миллиардного стратегического энергофонда, в котором большая часть средств предназначалась бы для развития производства этанола. 

Небезызвестный республиканец Джон Маккейн в последнее время тоже поспешил «сменить ориентацию» и стал ратовать за производство этанола, «который способствовал бы не только решению вопросов глобального потепления, но и уменьшению нефтяной зависимости от склонных к терроризму государств». 

Во время недавнего визита в страны Латинской Америки Буш подписал с Бразилией соглашение о совместном производстве этанола. Но уже за последние три года его производство в США утроилось. А к концу 2008 года американцы намерены увеличить производство этанола еще в два раза. 

Не менее активно работает в   этом направлении и Германия. Там уже давно часть пахотных земель используется для выращивания рапса. Еще в конце прошлого века в Германии был разработан стандарт качества для рапсового масла, используемого в качестве горючего в любых дизелях. Принцип этого производства прост. В ректификационных емкостях растительное масло смешивается с метанолом и катализатором. В результате образуется биодизель и побочный полезный продукт – глицерин. 

Немецкие специалисты убеждены, что биодизель вообще нужно относить к лучшим из имеющихся видов горючего для моторов с самовоспламенением. В Германии сегодня работает более тысячи заправочных станций с топливом, качество которого установлено специальным нормативным документом. Подобные документы уже существуют в Австрии, Англии, Италии, Франции. 

Кстати, о французском этаноле. Три года назад французы были поражены сообщением о том, что перерабатывать в топливо для автомобилей стали их знаменитое красное вино. Но в условиях активного роста цен на бензин многие виноделы, которые не могут реализовать многолетние винные запасы из-за огромной конкуренции на внутреннем и внешнем рынке, сочли за лучшее сдать его на переработку в этанол. Этот продукт затем поступает на нефтеперегонные заводы, где его добавляют в бензин и дизельное топливо. Уже сегодня во Франции можно купить бензин, который содержит красное вино. И на это, конечно же, есть разрешение Еврокомиссии. 

На фоне этанолового бума в западных странах пресса, явно с подачи США, заговорила уже о создании мировой организации этого топлива наподобие ОПЕК. Со временем такая регулирующая организация, может, и будет создана. Но пока доля растительных добавок к ископаемому горючему, каковым является нефть, незначительна. Однако по мере опустошения углеводородных кладовых и дорожания этого сырья она, несомненно, будет расти. Как будет расти доля солнечной, ветровой и прочей энергии в двигательных и обогревательных агрегатах. Но сегодня мы должны сосредоточить все свои усилия прежде всего на рациональном использовании горючего. Это в наших силах. Не зря даже богатейшая в мире страна США намерена сделать экономию и рациональное использование энергоресурсов своей национальной идеей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter