Альтернатива не наказуема

Доля возобновляемых источников энергии в стране — около 6 %

Особенно если речь идет об энергобезопасности страны

Вопрос укрепления энергобезопасности, снижения зависимости от импортных энергоресурсов, обеспечения растущих потребностей экономики — важнейший для любого государства. И Беларусь не исключение. Тем более что, не обладая значительным запасом полезных ископаемых, сегодня мы вынуждены импортировать традиционное сырье в значительных количествах. Вполне логично, что страна стремится снизить эту зависимость, вводя в энергетический баланс другие виды энергоресурсов.

Как отмечает заместитель директора Департамента по энергоэффективности Госкомитета по стандартизации Владимир Комашко, задача увеличить до 25 процентов долю местных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в балансе котельно-печного топлива республики, которая ставилась на 2012 год, по предварительным данным, была выполнена. В этом году необходимо уже достичь показателя в 25,5 %. Еще одно задание на 2013-й — снизить энергоемкость ВВП при темпах роста 108,5 % на 7 процентов к уровню прошлого года. Экономия топливно-энергетических ресурсов по итогам года должна составить не менее 1,43 млн. тонн. «Тема использования местных ТЭР особенно актуальна, — подчеркивает Владимир Комашко, — поскольку страна сегодня использует непозволительное количество экспортируемой энергии».

Если говорить непосредственно о возобновляемых источниках энергии — воде, солнце, ветре, биогазе, то на их долю в общем балансе приходится сегодня около 6 процентов. Много это или мало? В частности, в стране, рассказал специалист, запланировано построить и реанимировать 33 ГЭС. И эта работа активно ведется. Так, в 2012 году была введена в эксплуатацию Гродненская ГЭС, обеспечивающая производство 42,5 млн. кВт/ч электроэнергии в год. В 2013-м запланировано строительство Полоцкой и Витебской ГЭС.

Еще одно перспективное направление — использование биогаза. Одним из самых масштабных проектов здесь можно назвать введенный в эксплуатацию в прошлом году биогазовый комплекс в СПК «Рассвет» им. К.П. Орловского на Могилевщине, который позволяет ежедневно замещать 47 тысяч кубометров природного газа. В 2013 году запланировано ввести 7 биогазовых комплексов суммарной электрической мощностью 4,4 МВт.

А что же с энергией ветра? «Хотя в стране было выделено 1800 перспективных площадок, — замечает Владимир Комашко, — долгое время направление считалось бесперспективным. Но внедренная не так давно под Новогрудком китайская установка мощностью 1,5 МВт доказала, что это не так. При коэффициенте использования 30 процентов она во многом превышает европейские показатели».

«Потенциал ветроэнергии в нашей стране достаточно большой, — комментирует заместитель академика-секретаря Отделения физико-технических наук НАН Беларуси профессор Александр Михалевич. — Но это теоретический потенциал». В реальности все намного сложнее. Ведь предсказать мощность ветра фактически невозможно, а ветряк не будет работать, если скорость ветра ниже 2 м/с или выше 25 м/с.

«Что касается экономической целесообразности, — продолжает профессор, — хочу сказать, чтобы не было никаких иллюзий: во всех странах производство электроэнергии на возобновляемых источниках обходится дороже, чем на традиционных. И эта ситуация сохранится еще долгие годы. Поэтому в разных странах, как и в Беларуси, применяются различные стимулирующие меры — это, в частности, повышенные тарифы для производителей такой энергии. Этим путем идут многие государства ЕС. Но так ли он хорош? Ведь, в конце концов, в итоге тариф для потребителя тоже вырастет».

Но есть и другая сторона вопроса, если говорить об энергобезопасности. Один из ее столпов — это энергонезависимость, или доля собственных энергоресурсов в производстве энергии. А здесь использование возобновляемых источников энергии как нельзя кстати. Как и с точки зрения второго важного условия энергобезопасности — диверсификации, или разнообразия используемых энергоресурсов. «Увы, на сегодняшний день более чем 90 процентов энергии мы вырабатываем из природного газа, что серьезно осложняет ситуацию в энергобезопасности, — комментирует Александр Михалевич. — Значит, искать нужно другие источники. Атомная энергетика уменьшит эту зависимость, что уже хорошо. Возобновляемые источники тоже должны сказать здесь свое слово». А вот с точки зрения такого аспекта, как надежность, с возобновляемыми источниками есть вопросы. Поскольку солнце и ветер предсказать невозможно, это ставит проблемы перед энергосистемой в смысле резервирования.

Но главный минус для масштабного использования в Беларуси возобновляемых источников энергии, по мнению профессора, заключается в отсутствии собственного производства элементов, материалов и установок для возобновляемой энергетики. «Это опять ведет к зависимости Беларуси, только в этот раз по импорту оборудования, — поясняет он. — Создавать собственное производство не позволяет масштаб нашей страны. Единственный выход — работать на экспорт». Но сможем ли мы вступить в конкуренцию с фирмами, которые не первый год на этом рынке? Это сложная задача.

Хотя, отмечает специалист, все же существует одна ниша, где у нас есть надежда выйти на мировой уровень и обеспечить импортозамещение. Речь об элементах для солнечных батарей. «Сейчас в НАН Беларуси, БГУИР разработаны 2—3 технологии замены кремниевых элементов специальными составами, которые, во-первых, обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционной кремниевой технологией, во-вторых, более экологичные, в-третьих, обладают более высоким КПД, в-четвертых, имеют более дешевую стоимость, в-пятых, этот материал можно наносить на гибкие поверхности, в том числе полимерные. Сейчас ведутся переговоры с инвесторами».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter