Ангела Меркель теряет земли

Альтернатива классике

В трех землях Германии — Баден-Вюртемберге, Рейнланд-Пфальце и Саксонии-Анхальт — в выходные прошли региональные выборы. Партия ХДС, которую на общефедеральном уровне возглавляет Ангела Меркель, выборы проиграла, даже несмотря на то что в одной из земель выиграла. Никакого парадокса: став первой, она потеряла значительное число мест в региональном парламенте по сравнению с тем, что имела до сих пор. Более того: в земле Баден-Вюртемберг, до сих пор считавшейся оплотом ХДС, партия утратила лидерство впервые с 1952 (!) года. Так что везде чистое поражение.

Главным победителем стала правая (многие считают, что ультра) партия “Альтернатива для Германии”, несмотря на то что ни в одной из земель не победила.  

Или вот еще парадокс. Как показывают опросы общественного мнения, 70% немцев “испытали облегчение” из-за того, что беженцев в Германию будет теперь прибывать меньше. А меньше их будет прибывать оттого, что Австрия и страны Южной Европы фактически “закрыли” балканский маршрут. А ведь канцлер Меркель выступает против закрытия границ. Что не мешает ей пожинать плоды такой негуманной меры. Но благодарить она никого, конечно, не будет. А вот свою миграционную политику обещает продолжить.

Так что парадоксы есть, но сюрпризов не много: поражение партии Меркель и победу партии Петри Фрауке (женщины в немецкой политике все заметнее и все ярче) предсказывали практически все эксперты. Настоящим сюрпризом выборов (чуть не дотянувшим до сенсации) стала высокая явка избирателей.

В Европе она обычно колеблется в районе 30%, а тут — от 60 до 71%. Волнуются немцы: те, кто хочет перемен, на выборы ходят.

Нынешние обозначили тенденцию, вернее, две:

1) востребована жесткая политика в отношении мигрантов, 2) лидер имеет значение. Из-за первой тенденции Левая партия, рассчитывавшая на кресло премьера в Саксонии-Анхальт (бывшая ГДР), но выступающая против ужесточения миграционного законодательства и ограничений на прием беженцев, заняла там даже не второе, а третье место. Из-за второй кресло премьера в Рейнланд-Пфальце сохранила Малу Дрейер из СДПГ, а в Баден-Вюртемберге — Винфрид Кречман от “зеленых”.  Избиратели любят яркие личности, а не только разноцветные пиджаки.

Но самая важная тенденция: многие немцы, годами голосовавшие за одну партию, больше не считают связанными себя преданностью. Многие полагают, что традиционные партии, пользуясь выражением президента Путина, “забронзовели”, и голосуют за альтернативу. Да, и за “Альтернативу для Германии” тоже. Как свидетельствуют опросы, каждый четвертый немец считает, что АДГ лучше понимает его беспокойства и страхи. А ведь еще летом рейтинг партии был всего 3—4%. Теперь АДГ представлена в парламентах восьми (из 16) земель, и очень велика вероятность того, что на выборах 2017 года она пройдет и в бундестаг. В котором уже давно нет реальной оппозиции: действующая коалиция ХДС/ХСС-СДПГ так сильна, что на альтернативную точку зрения может не обращать внимания. Так и поступает. А избирателей (по крайней мере, значительную их часть) это раздражает. Так что это было классическое протестное голосование.

Несмотря на понесенные на выборах потери, сама канцлер Ангела Меркель находится в безопасности: подавляющее большинство немцев ей верит. Лидерство имеет значение. Просто теперь ей придется чаще оглядываться. А еще мне вспомнился один немецкий журналист, с которым мы пару лет назад подружились на Мюнхенской конференции по безопасности. В этом году мы предсказуемо говорили о беженцах. Он сильно меня удивил, сказав, что, будь его воля, он сейчас отменил бы все выборы в Германии: “Потому что люди стали слишком эмоциональны, возьмут и переметнутся к правым. А это неправильно. Немцы в большинстве политику Меркель поддерживают”. Он прав: как показывают опросы общественного мнения, более 90% жителей Германии высказывается за предоставление убежища тем, кого преследуют на родине. Так что придется искать решения вместе. Классические и альтернативные.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter