Какую альтернативу дикому кабану предлагают лесхозы?

Альтернатива для охотника

Сейчас в лесах нашей страны обитают примерно 2,6 тысячи диких кабанов. Для сравнения: три года назад, к маю 2013-го, их насчитывалось почти в 24 раза больше — 62 тысячи. Но африканская чума свиней, то и дело появлявшаяся в приграничных с нашей страной районах, вынудила тогда пойти на истребление вепря, чтобы не допустить распространение заболевания. Как результат — после начавшихся отстрелов в стране не было зарегистрировано ни одного случая АЧС. Правда, потери понесли другие отрасли. Как развивается сейчас охотничье хозяйство, узнавала «Р». 

Лесоохотничий комплекс «Охотник у дуба», Минский район.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ

Дикий кабан еще несколько лет назад приносил основной доход пользователям охотугодий страны — как-никак был самым популярным и желанным трофеем. Зверя было много, стоил он в разы дешевле той же косули или оленя, у вида был свой пул «фанатов». Сейчас, несмотря на сложности, доходы в рублях медленно, но верно растут. Так, лесхозы страны в прошлом году заработали почти 38 млрд рублей. Годом ранее, в 2014-м, — более 36 млрд. В 2013-м — 25,4 млрд. 

— Из 38 млрд рублей в 2015-м иностранный охотничий туризм принес 7,3 млрд, — уточняет начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Сергей Шестаков. — Мы пытаемся привлекать гостей, популяризировать страну. Интерес к нашим трофеям и животным у иностранцев есть, им нравятся организация и проведение охоты и относительно недорогой ценник. 

Но лучше всего работает сарафанное радио. Так, например, по наводке друзей зачастили к нам итальянцы, испанцы, немцы, поляки, латыши и россияне — любители боровой и водоплавающей дичи. Кстати, около 80 процентов заезжих охотников — восточные соседи. Хотя в памяти специалистов первым делом всплывают истории, связанные с западными гостями. Например, как несколько лет назад за тетеревом приехал испанский барон, которому на тот момент было около 80 лет. В его коллекции к тому времени значились даже носороги и слоны, а заветной птицы не было. Появилась.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

— Нынешней весной традиционно была открыта охота на глухаря и тетерева. В Европе этот вид не так распространен, неудивительно, что чуть ли не на год вперед иностранцы забронировали лимиты на охоту на всех птиц. Мы предложили охотникам 38 глухарей и 83 тетерева. Для них добыча первого стоила 450 евро, второго — 100—130 евро. Россияне любят приезжать к нам охотиться на гуся. К тому же гости платят за проживание, организацию каждого дня охоты, за препарацию трофея. Набегает солидная сумма. Только за январь—март доходы от иностранного охотничьего туризма по сравнению с первым кварталом 2015 года выросли на 73 процента, от эксплуатации охотничьих комплексов — на 44 процента. Всего же за три месяца наши охотхозяйства заработали 5 млрд рублей — на 30 процентов больше, чем за такой же период прошлого года, — называет цифры Сергей Шестаков. 

Примечательно, что развитие сопутствующих услуг — то, над чем бьется сегодня вся туристическая отрасль нашей страны. В Минлесхозе подчеркивают: настало время и охотников брать качеством. Считается, что 30—40 процентов денег в этой сфере должно приходиться именно на сервис, этакий местный специализированный вариант «все включено». В него входят проживание, питание, организация охоты, экскурсии, походы по экотропам, посещение местных музеев и достопримечательностей, чтобы разбавить досуг. В ведомстве говорят, что вышли на уровень, когда более трети доходов приносят дополнительные услуги. Например, от эксплуатации только охотничьих комплексов, которых почти сотня, заработали в прошлом году 10 млрд рублей. Примечательно, что домики пользуются спросом не только у охотников, но и у уставших от городской суеты белорусов, что тоже неплохо в межсезонье. 

Фото Виталия ГИЛЯ

Тем не менее охотник стоит в начале всего сервиса. Чем стараются удивить его сегодня? В вольеры — огороженные площадки не менее 100 гектаров и вплоть до нескольких тысяч, которые активно строятся в последние годы и сейчас есть минимум у двух охотхозяйств в каждой области, — заселяют муфлонов (диких баранов), европейскую лань, благородного и пятнистого оленей. Так у охотников появляется возможность добывать трофей круглогодично. Еще одна новинка — охота на фазанов. Королевскую птицу, подстрелить которую нужно мастерство, разводят в Копыльском лесхозе. Сейчас в фазанарии на площади 1,5 гектара находится около двух сотен птиц, будущее пополнение ждет своего часа в инкубаторе. При этом часть уже была «потрачена» на пробную охоту в марте. Экзотику развивают и в охоте на зайцев: стрелять предлагают из луков и арбалетов. Желающие находятся. 

— С 15 мая началась охота на косулю, ею активно интересуются россияне, в Европе и своей хватает. С Запада едут к нам на крупные виды дичи. Немцы и французы, например, на оленя. С 20 августа по 31 сентября идет охота на оленей и лосей на реву. Хороший трофей оленя может потянуть на 5 тысяч евро. 

Кстати, большое внимание уделяют волкам, ведь кабаны прежде входили в их рацион питания. Сейчас хищники переориентировались на других копытных, которые считаются основными видами охотничьих животных в стране. 

— С волком круглогодично боремся. В прошлом году отстреляли около 1,5 тысячи особей, как ни в какой другой год. Еженедельно мониторим ситуацию, — признается Сергей Шестаков. 

Фото Виталия ГИЛЯ

С волками выручают немцы, норвежцы, поляки и прибалты. На Западе этих зверей мало, и согласно Бернской конвенции они считаются охраняемым видом. Мы же предлагаем зверя с организацией охоты за 400 евро, и желающих немало. В 2014-м, например, за хищником приезжали супруги из Германии. Трем волкам, добытым в Воложинском районе, они были безмерно рады. 

Встречаются среди охотников и жители Объединенных Арабских Эмиратов. Их в первую очередь интересуют зубры. Позволить себе такую охоту могут только обеспеченные люди. Судите сами: если зубр по трофейным качествам тянет на «золото», он обойдется примерно в 15 тысяч евро. За «серебро» придется заплатить 12 тысяч, за «бронзу» — 10. В среднем ежегодно добывают около пяти наших исполинов. 

— По популяции зубра мы занимаем первое место в мире. Животное хоть и краснокнижное, но имеет бинарный статус, поэтому старых и больных особей переводят в резервный генофонд, который отстреливается. Вырученные деньги идут на развитие охотхозяйства, — обращает внимание Сергей Шестаков.

КСТАТИ

По данным Минприроды и охраны окружающей среды на 1 февраля нынешнего года, в стране насчитывалось 1428 зубров. Сейчас у нас 10 микропопуляций зубра. В тройке крупнейших — беловежская (480 особей), осиповичская (350) и озерская (196). В минувшем году погибли 15 зубров. Основными причинами стали старость, травмирование сородичами и осложнение после ранений, браконьерство и столкновение с автотранспортом. Восемь особей были перевезены в Казахстан для создания новых вольноживущих микропопуляций зубров за пределами страны. Ранее представители Минприроды заявляли, что поставлена цель сделать зубра не вольерным, а диким зверем и в перспективе исключить его из Красной книги.

ЦИФРЫ 

В наших лесах живет до 80 тысяч косуль, более 32 тысяч лосей, свыше 15 тысяч оленей. При этом до оптимальной численности нужно подтянуть еще косулю, сохатых и благородных. Глухарей у нас около 10 тысяч, тетеревов — свыше 35 тысяч. 

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter