«Алмаз» не сразу строился

Национальная библиотека Беларуси могла выглядеть совсем иначе

Оказывается, наша Национальная библиотека могла быть совсем другой

Новое здание Национальной библиотеки за короткое время успело стать символом Беларуси. Уже сложно представить себе проспект Независимости без сверкающего на солнце «алмаза». Однако «Националка» могла выглядеть совсем по-другому. Конкурс на новое здание Государственной библиотеки БССР имени Ленина, как она тогда называлась, был объявлен еще в 1989 году. В нем приняли участие семь проектов от пяти институтов Беларуси и России. На разных стадиях жюри склонялось в пользу то одного, то другого авторского коллектива. Какие же здания могли стоять на месте ромбокубооктаэдра, если бы фортуна не была благосклонна к дуэту Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова? Мы разыскали все шесть проектов, оставшихся «за кадром».

 
 
 

Как выяснилось, второй премией жюри отметило авторский коллектив, возглавляемый Виталием Белянкиным и представлявший «Белгоспроект». По их задумке библиотека должна была выглядеть, как большой том раскрытой книги.

— Идея пришла просто: логический ряд от слова «библиотека» до слова «книга» короток. Корешком должен был стать сад из стекла, который прошел бы через середину здания. В моей практике, кстати, был еще один нереализованный объект подобного рода: как-то я спроектировал Республиканский Дворец пионеров в виде бумажных корабликов. Та же модель ассоциаций: детство – кораблики, — говорит Виталий Степанович. 

 
 
 

Третье место присудили московскому архитектору Юрию Евтуху, который представлял ЦНИИЭП имени Б.С. Мезенцева. Мы отыскали Юрия Владимировича в столице России, где он сейчас работает.

— Я решил участвовать в конкурсе, потому что и сам белорус, родился в Минске. Мы с родителями даже жили совсем рядом с тем местом, где сейчас находится библиотека. В то время я был под сильным впечатлением белорусского барокко конца XIX – начала XX века, серьезно изучал историю Беларуси. Поэтому и решил сделать фасад библиотеки в стиле барокко. Одна из технических особенностей моего проекта — четкое деление на читальные залы. Мне кажется, это было бы очень удобно: все книги на одну тематику собраны в одном зале. На обсуждении многие члены жюри склонялись в мою пользу. В итоге — третье место. Обидно, конечно, но я не жалею, что участвовал, было очень интересно.

 
 
 

Библиотека также могла получиться в виде зиккурата – классической архитектурной формы, которую знали еще в Вавилоне. Такой вариант представил на суд жюри Олег Ладкин от «Минскпроекта».

— Это было бы легкое, летящее, очень доступное здание, — пояснил Олег Александрович. — Планировалось со всех сторон украсить его гигантскими цветными витражами. Главное книгохранилище было бы внизу, в стилобате, а читальные залы — наверху. Одна из изюминок проекта – огромные открытые террасы – обзорные площадки. Выход на них был бы из каждого читального зала. Поработал с литературой, устал, выдохся – вышел на свежий воздух, посидел на лавочке, посмотрел на город. 

 
 
 

Еще один вариант здания библиотеки предложил Александр Соболевский из «Белгоспроекта». Условно мы назвали его творение «трапеция с зеркалами».

— На этом месте всегда хотели оставить зеленую зону, этакий городской сад. И долгое время все попытки архитекторов прорваться туда не принимались. А потом все-таки решили строить библиотеку, — рассказал Александр Александрович. — Но оставалась задача сделать этот объект как можно менее довлеющим над природой, чтобы он не торчал, не высовывался, не нарушал ландшафта. Мы этим и руководствовались. Например, читальные залы у нас была идея сделать из зеркального стекла, чтобы в нем отражалась окружающая зелень и маскировала здание. Как сейчас помню, у нас висело в мастерской зеркало, перед которым наши женщины любили прихорашиваться. Мы его вечером сняли и соскоблили для макета амальгаму. Женщины пришли с утра и были очень недовольны.

 
 
 

А еще «Националка» могла быть построена в виде греческого форума. Именно его напоминает проект, который представил московский архитектор с южными корнями Абдулла Ахмедов, работавший тогда в учреждении «Гипротеатр». К сожалению, его уже нет в живых. Однако мы дозвонились в столицу России Маргарите Гавриловой, входившей в авторский коллектив:

— Наш проект действительно имеет в себе нечто греческое: ступеньки в виде амфитеатров, виадук… Но в целом основным принципом были идеи биологической архитектуры: соединение стихий земли, воды и зелени. Этот стиль сейчас уже довольно хорошо разработан, а тогда был в новинку. Ахмедов подобным образом создал библиотеку в Ашхабаде, и в минском проекте тоже видны похожие мотивы. Одним из привлекательных элементов благоустройства должен был стать фонтан с большим круглым бассейном и мостом через него. Хотя, конечно, зимой его пришлось бы отключать.

 
 
 

И наконец, богатую пищу для размышлений жюри дали Валерий Кескевич и Владимир Чайковский, возглавлявшие авторский коллектив от «Брестгражданпроекта».

— Форма здания должна была напоминать подкову. Это не какой-то символический смысл, просто хотелось, чтобы посетители библиотеки, которые заходили через входной дворик, попадали в тихую гавань, где не дул бы ветер и где можно было бы спокойно прогуливаться, — рассказал Владимир Чайковский. — В сторону площади для освещения атриума были наклонены большие многоцветные стекла. А со стороны проспекта фасад выглядел в форме чаши. Некоторые говорили, что в проекте есть что-то от Колизея. Действительно, мы попытались сочетать историческую и современную архитектуру.

— Проект изначально задумывали так, чтобы здание, с одной стороны, вписывалось в город, а с другой — было в гармонии с природой. Сделали атриум, уютный центр с фестивальной площадкой, где можно было и гулять, и проводить вечера. Предусмотрели ступенчатые спуски, которые вели прямо в пойму реки, где можно было бы на травке посидеть с книжкой, отдохнуть — такое вот единение науки и природы, — дополнил коллегу Валерий Кескевич.

 
 
 

Комментарий в тему

Архитектор Виктор КРАМАРЕНКО:

— Библиотека в форме алмаза мне приснилась. Я проснулся и подумал, что это очень символично — алмаз знаний. Поделился с Михаилом Виноградовым, с которым мы дружны еще с институтской скамьи, ему идея понравилась. Позже он приехал с отдыха с юга и говорит: «Знаешь, я на берегу смотрел на стеклышки и подумал, что библиотека должна быть из стекла». Наш конкурсный проект сразу назвали футуристическим: 20 лет назад это было что-то вроде космического корабля. Тем не менее нам дали зеленый свет. Фигура — ромбокубооктаэдр — сама по себе сложная, были противники проекта, которые настаивали на более простых вариантах. Например, на форме шара или рюмки! Но мы свой «алмаз» отстояли. Когда через столько лет началось строительство, мы с Михаилом смотрели на все происходящее и иногда не могли поверить, что все это не мираж. Наш проект спустя 20 лет становился реальностью! Кстати, в 1989 году за победу в конкурсе мы получили еще и пять тысяч рублей. Сейчас уже точно не помню, куда я потратил свою долю, видимо, деньги просто пополнили бюджет семьи. А из проектов наших конкурентов лично мне более симпатичен вариант архитектора Ахмедова.

Эскизы и фото: архив «Р», личные архивы архитекторов, журнал «Архитектура и строительство»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter