Психологи утверждают: в раннем детстве проявляется только художественная или музыкальная одаренность. Логические и математические способности заявляют о себе лет в 10–11. Спортивный талант можно обнаружить и того позже. Деликатное и результативное выявление способностей и склонностей требует привлечения специалистов, особых методик и – самое главное! – внимания и чуткости со стороны родителей.
Огласите весь список, пожалуйста

Литературная одаренность: ребенок с детства начинает писать стихи и рассказы, выдумывает несуществующих героев и сюжеты, подмечает интересные детали. Словарный запас у него выше, чем у сверстников, особенно за счет слов, передающих эмоции.
Техническая одаренность: малыш с легкостью обращается с папиными инструментами, а из школьного расписания больше всего любит труд и кропотливо собирает модели танков, самолетов, машин, поездов. Такие дети без труда разбираются в чертежах и сами часто рисуют схемы, чтобы что-то объяснить.
Научная одаренность: школьник любит читать научно-популярные издания, умеет ясно и точно выражать мысли. Легко ведет конспекты, логично фиксирует услышанное объяснение на уроках. Ему интересно докопаться до сути события, выяснить причины его возникновения, проанализировать причинно-следственные связи.
Артистические способности: ребенок без труда входит в роль другого человека, может разыграть драматическую сценку. С детства имеет склонность к пародированию, точно передает чувства, мимику и эмоции.
Родителям стоит подключить к процессу психологов и не забывать о тестах и специальных методиках (в этом помогут все те же психологи). Важно знать: результаты диагностики дают информацию о состоянии ребенка на данный момент, не гарантируют достижений, а только лишь говорят об их возможностях.
Пробовать все и слушать
Казалось бы, вот он, выход. Понаблюдали, решили и постановили: будем развивать! Авторитарные решения, принятые с самыми благими целями, – главная родительская ошибка. Маленький человечек будет вынужден годами следовать выбранному взрослыми курсу. На самом деле сыну или дочке нужно дать возможность попробовать себя во всех интересных им сферах. Если дошкольник и младший школьник каждый год меняет кружки и увлечения – это неплохо, иначе найти предмет истинного увлечения не выйдет.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Наталья Лифарева, практический психолог:
– Процесс выявления одаренности – это, помимо длительного и планомерного наблюдения, диагностика и создание так называемой образовательной среды, максимально способствующей дальнейшему развитию. Если ребенок быстро превосходит сверстников, находящихся в таких же условиях, значит, вы попали в точку. Что, кстати, не означает, что все остальные способности не надо развивать. Не думаю, что кому-нибудь будет нравиться невероятно талантливый технарь, умеющий обращаться с любым гаджетом, но с неразвитой эмоционально-нравственной сферой личности, эмоционально тупой и жестокий.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Екатерина Грузимова, детский психолог:
– Дети развиваются скачкообразно: сегодня сын не делает ничего особенного, а завтра реалистично и по памяти рисует животных. Или сейчас не соотносит число с предметом, а через полгода умножает в уме двузначные числа. Интересно и то, что проявление талантов может быть кратковременным: иногда дети вдруг теряют свои необыкновенные способности. Но развивать талант – дело благодарное: если ребенка действительно «зацепило», результаты могут быть великолепными. Существуют различные диагностики, помогающие определить уровень того или иного дара, к примеру, методика Векслера. Но, повторюсь, они дают сведения только на конкретный момент времени, а не на всю жизнь.
Анна Цветкова, ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально для «ЗН»)