С чем ежедневно сталкиваются сотрудники службы 102

Алло, милиция

Праздничная пора — время отдыха не для всех. Для работников службы 102 это один из самых напряженных периодов в году. Нынче в новогоднюю ночь на линию поступило 1697 звонков. В обычные дни их гораздо меньше. Хотя, конечно, бывают и исключения. Например, перед католическим Рождеством звонков было около 1900. С чем сталкивается «голос милиции» в повседневной службе? От чего зависит наплыв сообщений? Почему в 102 работают в основном девушки? И кто они — помощники стражей порядка?


Внутренняя кухня

С Юлией Жуковой, начальником минской службы милиции 102, мы встречаемся в здании ГУВД Мингорисполкома. Майор провожает в кабинет, где трудятся ее коллеги. Мы проходим в светлое помещение, на дверях написано «Служба 102» — здесь находятся операторы. Рабочие места отделены друг от друга стеклянными перегородками. На столах — только телефоны и компьютеры, ничего лишнего: никаких цветочков или семейных фото. Отвлекаться некогда.

Именно сюда попадаешь, если набираешь 102 из Минска. Линия еще может «словить» звонок из Минского района, но не из более отдаленных мест. Всего здесь трудятся 56 человек.

— Как правило, на смену заступают от 10 операторов. В праздничные дни загруженность больше, чем в обычные, поэтому работает максимальное количество человек, — рассказывает Юлия.

Работа идет в четыре смены, в каждой есть начальник — наиболее подготовленный сотрудник, который долгое время трудится в этой службе. Именно к нему обращаются за советом операторы, если у них возникают сомнения. К слову, чтобы попасть сюда на работу, не нужно проходить какие-то специальные курсы, да и учебников нет. Действует механизм наставничества.

— Отбор кандидатов производится во время собеседования. Важны коммуникабельность, сдержанность, моральная устойчивость, способность быстро принимать решения в сложной ситуации, — объясняет тонкости входа в профессию старший инспектор службы 102 лейтенант милиции Наталья Блоцкая— Стажеры работают в паре с более опытными сотрудниками: сначала изучают нормативную базу, потом практикуются «в поле» под присмотром наставника.

Определенных сроков стажировки нет. По словам Натальи, все очень индивидуально. Для кого-то достаточно и недели, а кому-то требуется и месяц. Наблюдая за ритмом работы, некоторым стажерам кажется, что у них не выйдет, однако, окунаясь в процесс глубже, все у них прекрасно получается.

«Наряд едет, ждите»

Младший инспектор связи службы 102 прапорщик Виктория Ивановская работает уже два года:

— Сначала было тяжело, очень переживала, каждую ситуацию пропускала через себя. Даже перезванивала в РУВД узнать, как там сложилась судьба человека, обратившегося к нам на спецлинию. Сейчас, конечно, спокойнее отношусь, но все равно за многих переживаю. В 102 звонят не только с сообщениями о происшествиях, в праздничные дни, в том числе на Новый год, часто звучат поздравления. Это приятно.

Виктория Ивановская

Впервые выпала смена работать в новогоднюю ночь коллеге Виктории Елене Кубышкиной. Девушка рассказывает, что до полуночи звонков почти не было, люди, видимо, были заняты подготовкой к празднованию Нового года. А вот после боя курантов понеслось...

— В основном поступали сообщения о бытовых конфликтах, шуме из соседних квартир, например, громко включили музыку, а у кого-то в гостях много людей и они просто кричат либо поют песни.

Что происходит с зарегистрированными сообщениями? Оператор принимает звонок и заполняет карточку в электронном варианте. На экране высвечивается номер абонента, нужно указать данные заявителя (но можно обратиться и анонимно), сведения о месте происшествия (административного правонарушения, преступления), кратко ­описать обстоятельства произошедшего, а также указать орган, куда передается информация. В случаях, требующих экстренного реагирования, ­информация передается лицу, которое осуществляет выход в радиоэфир, — для ориентирования ближайших нарядов милиции. Затем электронная карта сообщения направляется в дежурную службу территориального УВД.

Сегодня довольно спокойный день, в такие дни за смену один сотрудник принимает в среднем 90 сообщений. И это без учета звонков справочного характера и благодарностей со стороны разных людей.

Елена Кубышкина

— В среднем ежесуточно на спецлинию 102 поступает около 2 тысяч обращений, — говорит Юлия Жукова. — Часть из них регистрируется, остальные — справочного характера или не относящиеся к компетенции ОВД. Часто звонят просто высказать слова благодарности в адрес ­милиции.

Количество сообщений зависит от различных факторов: времени суток, дня недели, поры года и так далее. Утром и вечером в будние дни в основном поступают сообщения по линии ГАИ. С пятницы по воскресенье с 16:00 до 1:00 — пик звонков, в которых содержатся сведения о семейно-бытовых конфликтах. В новогоднюю ночь операторы службы 102 приняли почти вдвое больше звонков, чем обычно в такое же время: с 20:00 31 декабря до 8:00 1 января поступило более 1700 вызовов. Среди обращений — в меньшей степени сообщения по линии ГАИ, в большей — по семейно-бытовым конфликтам, дракам и потасовкам.

Кстати, в новогодние праздники на спецлинию 102 не поступило ни одного сообщения о мошенничестве с банковскими картами. Инспектора говорят, видимо, мошенники решили взять «выходной» и на время отойти от преступных дел. Хотя уже в понедельник, в первый рабочий день в новом году, снова принялись за старое.

«Личные помощники» и постоянные клиенты

Есть у сотрудников милиции «личные помощники», которые содействуют в выявлении нарушителей.

— Люди с активной гражданской позицией, — подсказывает майор Юлия Жукова.

При этом инспектора с улыбкой оборачиваются друг к другу. Они, как никто другой, знают и «личных помощников», и постоянных клиентов.

— Есть мужчина, который чаще всех обращается на спецлинию 102. Он просто идет по району и, заметив нарушение — водитель заехал на зеленую зону, припарковался в неположенном месте, сразу же докладывает об увиденном нам, — рассказывает Виктория Ивановская. — Причем называет пункт из ПДД, который нарушил водитель.

Не редки случаи, когда граждане помогают пресечь преступление. Например, в прошлую смену звонила женщина, просила быстрее прислать наряд милиции, чтобы сотрудники забрали вора, которого задержал прохожий. Оказалось, какой-то мужчина пытался выхватить у гражданки сумку, а другой, будучи неподалеку, не остался равнодушным и задержал злоумышленника.

Завуалированный крик о помощи

Не всегда жертва может прямо сказать, что ей угрожает опасность. Интересуюсь, доводилось ли инспекторам сталкиваться с такими ситуациями. И какими «шифрами» сотрудники «выуживают» информацию у потерпевших? Виктория Ивановская вспоминает несколько таких случаев:

— Пьяный сын скандалил, позвонила его мама. И она делала вид, что разговаривает с кем-то другим по телефону. Я ей говорила: «Отвечайте да или нет». И она мне отвечала. Была женщина, которую избивал муж. Она позвонила с просьбой о помощи, а потом говорит: «Отмените, отмените». Я ей сказала, что вызовы сотрудников милиции не отменяются. На что женщина поблагодарила меня. Я так понимаю, муж заставлял ее насильно отменить вызов милиции.

Порой сотрудникам этой службы приходится принимать сложные решения, выслушивать неприятные истории, успокаивать тех, кто не может сдержать эмоций. И при этом нужно быть спокойным и сосредоточенным, чтобы каждый, кто набирает 102, мог рассчитывать на помощь.

Звонок. Виктория моментально переводит взгляд на монитор, надевает гарнитуру и…

— Милиция, Ивановская, чем можем помочь?.. Диктуйте адрес…

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ

Если нужна помощь милиции, а на балансе мобильного телефона нет средств, он заблокирован или не вставлена сим-карта, вызвать милицию можно, набрав 112. В случае оформления ДТП без вызова сотрудников ГАИ (составление европротокола) за помощью можно обратиться по номеру 140.

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter