Почему гаражный кооператив оказался вне закона?

Алло, гараж!

Фильм Эльдара Рязанова «Гараж» в 1980 году произвел сильное впечатление на зрителей. Он не столько рассмешил, сколько озадачил, напугал смелостью. Чего стоит фраза «я за машину Родину продал»... Звезды экрана, прежде игравшие положительные роли, вдруг предстали в облике крайне неприглядном. И все потому, что гараж мешал прокладке новой улицы. Предстояло сократить число боксов, исключив нескольких коллег по институту, товарищей. Сильные и влиятельные члены «съедали» слабых.


Прямой аналогии нет, но история минского гаражно–потребительского кооператива «Авто–Планар» тоже отдает экзотикой, достойной режиссерского таланта.

Вот что сообщала председателю кооператива Валерию Станкевичу администрация Ленинского района г. Минска письмом № 01–29/10 от 17 февраля этого года: «...Учитывая вышеуказанные нарушения... в настоящее время оснований для принятия решения о возможности использования ГПК «Авто–Планар» по назначению (ввода в эксплуатацию) не имеется. При устранении... нарушений и представлении подтверждающих документов Вы можете повторно обратиться в администрацию района по вопросу использования гаражного кооператива по назначению».

Как будто речь о новом объекте, при строительстве которого допущены ошибки, поэтому с первой попытки подписать акт приемки не удалось. Администрация великодушно дает второй шанс.

Между тем кооператив ненамного младше того, киношного. Он существует с 3 мая 1990 года, когда был зарегистрирован решением Мингорисполкома № 143. «Гаражу» — 36 лет, «Авто–Планару» — 26. Зато он гораздо солиднее. Там — пару десятков боксов, здесь — пятьсот! Трудно представить, чтобы его строительство тоже сопровождалось интригами. Нет, работали дружно, истинно по–товарищески. Как и подобало в коллективе знаменитого на весь Союз КБ «Планар». Цвет ИТР и рабочего класса.

Повторю: кооператив существует юридически и действует фактически давным–давно, хотя увидеть полтысячи боксов непросто. ГПК уместился впритык между улицей Прушинских и МКАД, в искусственном заглублении ниже уровня земли. Отличное техническое решение! Ради него полтысячи человек орудовали лопатами. Невзрачные кирпичные сооружения с разнокалиберными трубами, которые в других местах диссонируют с новостройками и режут глаз, здесь не портят ландшафт. Визуально и юридически их как бы нет.

При этом в 2008 году кооператив прошел перерегистрацию — как и предписывал соответствующий указ. Имеет договоры с «Минскими электросетями», «Белтелекомом», охранной службой МВД и всеми коммунальными инстанциями, своевременно платит налоги и сборы, исполняет директивы власти... В пятистах боксах хранится полтысячи машин... Но формально ничего этого нет!

Почему? Как такое возможно? С этими вопросами от имени своих членов в редакцию и обратилось руководство кооператива, отчаявшись в бесплодных попытках «легализоваться». Незаконный кооператив — это как 26–летний человек без паспорта, как водитель с 26–летним стажем, но без прав. Нонсенс! Разве в происходящем нет вины местных властей, скорее прежних, нежели нынешних?

Читатель наверняка заподозрит закавыку и будет прав: есть закавыка! Главное нарушение администрация района усмотрела в отсутствии... автоматической пожарной сигнализации в каждом гаражном боксе! Требование, во–первых, для членов ГПК разорительное: пришлось бы кратно повысить членские взносы. Во–вторых, не очень последовательное: в очередном письме, датированном маем 2016–го, администрация желает видеть сигнализацию лишь в сторожке и подсобных помещениях. Между прочим, председатель кооператива Валерий Станкевич, в прошлом работник Госпромнадзора, разбирается в безопасности и профессионально ею озабочен. Но — это в–третьих, и это главное — находит требование избирательным. Соседний кооператив «Строймаш», как и множество прочих, принят в эксплуатацию без автоматической сигнализации. Я поинтересовался у многих владельцев гаражных боксов: ни у кого нет автоматической сигнализации. В самом деле, почему бы не потребовать ее установки в каждой квартире, где есть электроприборы, газ и потенциальная опасность пожара...

Поэтому у членов кооператива возникло подозрение: «Авто–Планар» потому не принимают в эксплуатацию, что он, как в том фильме, мешает новому объекту. Например, многоэтажному гаражу... Кто–то, говорили мне, положил на нашу площадку глаз, нас могут снести.

Как хотите, я в это не верю. Пятьсот граждан, среди которых немало пенсионеров, отдавших — в КБ «Планар» или где–то еще — свои силы на благо страны, не заслуживают этого. Уверен в другом. Они заслуживают уважительного внимания и, главное, принятия единственно правильного властного решения. Или будем ждать «Гараж–2»?

Виктор ПОНОМАРЕВ.

ponomarev@sb.by

Фото автора.

Информация к размышлению


В Пинске по материалам финансовой милиции возбуждено два уголовных дела в отношении Н. — директора крупного гаражного кооператива. В течение нескольких лет он выделял бизнесменам места для строительства гаражей, хотя те на учете нуждающихся не состояли. Начальник отдела УДФР Комитета госконтроля по Брестской области Геннадий Андросюк рассказал, что всего Н. выделил 32 участка 11 предпринимателям и субъектам хозяйствования, планировавшим использовать гаражи как производственные участки. Один, например, хотел объединить сразу пять и создать мини–завод. Большинство же намеревалось оборудовать в гаражах автосервисы. Юридические адреса у них были зарегистрированы в других местах.

В благодарность Н. брал мзду. Общая сумма — примерно тысяча долларов. Впрочем, следствие продолжается, и, возможно, в деле появится иная цифра. Наряду со взятками директор охотно пользовался услугами бизнесменов. В основном те ремонтировали его машину. Одного из частников ему удалось обвести вокруг пальца. За ремонт авто он пообещал ипэшнику выдать справку, которая разрешала бы использовать его гараж в качестве автосервиса. На деле такого права у Н. не было. В итоге предприимчивый руководитель «заработал» сразу два уголовных дела. Первое — по статье «Мошенничество», второе за превышение власти или служебных полномочий.

alexbresta@gmail.com

Советская Белоруссия № 129 (25011). Четверг, 7 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter