Алло, дорога!

Как бороться с разговорами по мобильному во время движения?

Как бороться с разговорами по мобильному во время движения?

Сотрудники ГАИ только за пять месяцев этого года выписали более девяти тысяч штрафов за пользование мобильным телефоном во время движения. Посчитать тех, кто не попал в поле зрения госавтоинспекции, трудно, но однозначно статистика выросла бы в разы. А ведь каждый раз, отвлекаясь на разговор, водитель становится потенциальным участником дорожно-транспортного происшествия.

Заговорились...

Ежедневно на наших дорогах гибнут два человека, 14 получают ранения. Причем согласно мировой статистике в 80 процентах ДТП виноват водитель. “На мой взгляд, можно поставить знак равенства между теми, кто сел за руль в пьяном виде и подверг опасности неопределенное количество лиц, и теми, кто умышленно нарушает другие правила дорожного движения, что может повлечь за собой те же последствия. Разговор по мобильному телефону за рулем — не исключение”, — считает министр МВД Анатолий Шуневич.

Определить, что именно мобильник стал причиной того или иного происшествия, сложно. Но аварии из-за общения по телефону не редкость. Пару лет назад девушка ехала за рулем Fiat Bravo вдоль МКАД, выехала на полосу встречного движения и столкнулась с автомобилем MAN. Очевидцы сообщили, что за пару секунд до ДТП она разговаривала по мобильному телефону, потом положила его в сумочку, которую бросила на заднее сиденье, отвлеклась и не справилась с управлением. В итоге — черепно-мозговая травма легкой степени, ушиб затылка и ссадины лица. Известен случай, когда водитель столичного троллейбуса около 20 минут говорила по телефону и врезалась в столб. В ДТП тогда пострадали более десяти человек.

Опасные секунды

Итоги всех исследований неутешительны: почти все водители подвержены эффекту переключения внимания с управления автомобилем на разговор по мобильнику. “Как правило, у восьми-девяти водителей из десяти контроль за дорогой при одновременном ведении машины с телефоном в руках будет снижен из-за ослабления функции внешнего внимания, — рассказывает психолог Ольга Кручинина. — После разговора концентрация внимания на управлении автомобилем восстанавливается не сразу — в среднем через пару секунд. Если беседа серьезная, то внимание рассеивается еще больше”. За одну-две секунды можно проехать расстояние футбольного поля, тем более этого достаточно, чтобы при активном городском движении въехать в резко затормозивший автомобиль или сбить пешехода. В целом, по данным американских специалистов, использование телефона за рулем увеличивает риск попасть в серьезную аварию в четыре раза.

— Проблема использования мобильников и других гаджетов при управлении автомобилем сегодня крайне актуальная, ведь средства связи есть у всех без исключения. С одной стороны, они отвлекают водителя с психофизиологической точки зрения, с другой стороны, даже механически при разговоре водитель только одной рукой держит руль, — говорит старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Александр Бруй. — Важны культура вождения и ответственное отношение к дороге. В то время как одни специально припарковываются, чтобы поговорить по телефону, вторые во время движения умудряются писать SMS.

Кроме того, зачастую от опытных водителей можно услышать нелестные слова в адрес представительниц прекрасной половины человечества. “За рулем поправляют прически, красят губы и читают журналы. Молчу уже про телефоны”, — возмущается водитель с 30-летним стажем Владимир Васильевич.

Штрафная практика

В ГАИ отмечают: довольно высокие штрафы не останавливают любителей поговорить за рулем. За использование мобильника предусмотрено предупреждение или штраф в размере до двух базовых величин (300 тысяч рублей). Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания, оцениваются в размере от двух до восьми базовых величин (от 300 тысяч до 1,24 миллиона рублей). Штрафы в соседних странах еще выше, что говорит об общей тенденции к ужесточению мер в отношении этой категории водителей. Так, в России штраф составляет примерно 430 тысяч рублей, в Украине — до 500 тысяч. В Европе нарушителю придется заплатить от 50 до 100 евро. Избежать штрафа, обезопасить себя хотя бы с механической точки зрения и снизить аварийность на дороге в целом можно при использовании специальных устройств hands free. Стоят они недорого: обычная Bluetooth гарнитура обойдется в среднем в 20 долларов. Цена мизерная, особенно если речь идет о безопасности на дороге.

Госавтоинспекция регулярно проводит специальные рейды, в ходе которых инспекторы отслеживают автомобилистов, говорящих за рулем. Доказать факт нарушения иногда непросто, хотя с появлением приборов фото- и видеофиксации задача упростилась. Нередки случаи, когда водители начинают спорить и придумывать довольно глупые отговорки: “Я не говорил, а просто голову почесал”. При расследовании же ДТП с тяжкими последствиями всегда делается запрос операторам сотовой связи. Но зафиксировать точное время происшествия тоже практически невозможно: время участников, свидетелей и серверов операторов сотовой связи иногда различается до десяти минут. Очевидно, что эти вопросы требуют урегулирования, и в первую очередь на законодательном уровне.

— Проблема разговоров по телефону за рулем заслуживает такого же внимания, как брошенные автомобили и борьба с лихачами на дорогах. Меры должны быть соответствующими, — считает депутат Палаты представителей Виталий Бусько.

— Нарушителей к ответственности необходимо привлекать на основании материалов, полученных с камер фото-, видеофиксации. Водитель должен четко понимать, что, говоря по мобильнику за рулем, он подвергает опасности себя и других участников дорожного движения.

Эффект есть

В настоящий момент приборы фотофиксации регистрируют выезд на встречную полосу движения, превышение скорости и нарушение правил обгона.  Но, как отмечают в МВД, изменения в законодательство, связанные с фото-, видеофиксацией нарушений правил дорожного движения, вносятся поэтапно. Это значит, что введение наказания за разговоры по мобильнику за рулем на основании материалов с камер не исключено.

Сложно признать, но, как показывает практика, только путем ужесточения мер можно наиболее эффективно повлиять на нашего водителя. Например, факт установки оборудования фотофиксации на некоторых участках дороги уменьшил травматизм и смертность на 26 процентов. Очень бурно в обществе обсуждалось и принятие закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения”. Среди наиболее резонансных нововведений была норма о конфискации автомобилей у нетрезвых водителей даже в тех случаях, если они им не принадлежат. Документ подписали, и результаты не заставили себя долго ждать. Количество водителей, севших в нетрезвом состоянии за руль, уменьшилось почти в два раза. Так, в Минской области, где за один выходной задерживали примерно 150 нетрезвых водителей, сейчас — около 60.

— Много безопасности в движении на дорогах не бывает, сейчас для этого применяются все меры. Другой вопрос, как они исполняются, причем во многом важна и принципиальность наших сотрудников, — подчеркнул Анатолий Шуневич.

— Речь идет не только о ГАИ. Сегодня мы хотим, чтобы норма реагирования на ПДД касалась всех сотрудников органов внутренних дел. Пока в этом есть некоторые объективные трудности, включая вопросы оснащения, но рано или поздно мы к этому придем. И ужесточения мер, скорее всего, не избежать.

В прошлом году в нашей стране совершено более 4,5 тысячи ДТП, в которых пять тысяч человек получили ранения. Впервые (!) с 1968 года мы преодолели условную планку в тысячу погибших (в ДТП погибло менее тысячи человек), чего во многом удалось добиться благодаря принятым в прошлом году мерам. А это значит, что мы идем в правильном направлении.

В тему

Годовой ущерб, наносимый экономике в развитых странах от дорожно-транспортных происшествий, в среднем достигает 20 процентов ВВП. В Беларуси, по примерным данным, гибель в ДТП одного человека оценивается в 300 тысяч долларов. В целом за десять последних лет в нашей стране погибло 14 тысяч человек, 65 тысяч получили ранения различной степени тяжести. И эти цифры говорят не столько о денежных средствах, сколько о демографических потерях для страны и личных трагедиях отдельных семей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter