Товары из-за рубежа: как избежать обмана в интернете

Alibaba и сотни разбойников

“Больше из-за границы товары заказывать не буду!” — уверяет могилевчанка Ирина Фомина. 

Ее первый опыт в этом деле оказался неудачным. Несколько месяцев назад девушка заказала платье. “Я старалась следовать всем инструкциям: специально для оплаты в интернете сделала в банке карточку, заказ оформляла с известного ресурса”. В результате посылка не пришла, а продавец молчит.


Но обо всем по порядку. Делать покупки в интернете в последнее время стало очень популярно. Раньше заказывали одежду, аксессуары, технику на европейских и американских площадках, сейчас их вытесняют китайские сайты. Они быстро “раскусили” фишки международной интернет-торговли. Сегодня не нужно сильно напрягаться, чтобы купить что-то из далекого Китая: есть четкая рубрикация, параметры поиска, все русифицировано, для оплаты подойдет обычная банковская карточка международной платежной системы. Причем сегодня это не отдельные магазины, а настоящие виртуальные гипермаркеты: здесь собраны тысячи разных магазинов, предлагающих свой товар. Для клиента это, конечно, большой плюс. Нужен розовый чехол для айфона? Да без проблем. Задаете нужные параметры, один клик — перед вами с десяток предложений. Быстро, удобно, а главное — дешево.

К бурно развивающемуся рынку интернет-торговли приобщились и мошенники. Несколько лет назад стал популярным так называемый фишинг. Суть его проста: аферисты делают копию сайта виртуального магазина, принимают заказы. А потом интернет-страничка исчезает. Деньги клиентов тоже. Одним из первых тревожных звоночков в таких случаях становится цена. Вот пример: поддельный сайт сделали для немецкого бренда верхней одежды Woolrich. На “двойнике” цены были ниже в два-три раза: стоимость женской парки упала с 600 евро до 215, шарфа — с 323 до 147. Затем сайт скидок быстро исчез. Сколько людей поддались жадности и перечислили сотни евро, остается только догадываться.

В последнее время одним из самых популярных онлайн-гипермаркетов стал Aliexpress, контролируемый крупнейшим онлайн-ритейлером Alibaba. Этой осенью гигант мировой электронной коммерции провел невероятно успешное IPO, что сделало ему хорошую рекламу. Однако и здесь нужно быть предельно осторожным. Aliexpress — всего лишь площадка для множества продавцов. Определенную защиту она обеспечивает: к примеру, если товар не пришел или поступил с браком, не того цвета и так далее, можно открыть диспут (спор) и заставить продавца вернуть деньги или компенсировать часть средств. Но хитрые дельцы находят способы обойти эти правила. На уловки недобросовестного магазина попалась и наша героиня Ирина. Суть в следующем. Чтобы можно было в случае чего найти свою покупку, а также убедиться в том, что посылка отправлена, продавец дает клиенту трек-номер. Если ввести его на специальном сайте, можно отслеживать, как идет посылка. Относительно новая мошенническая схема заключалась в том, что клиенту дается фальшивый номер и фальшивый сайт для отслеживания. Получается, посылка вроде в Беларуси и магазин ни при чем. На деле никто ничего не отправлял. Ирина не стала вести разбирательства с продавцом насчет непришедшего платья, но урок получила хороший: “Платье стоило всего десять долларов, не стала из-за них воевать. Но я прочла немало форумов — есть люди, которые заказывают у мошенников смартфоны, ноутбуки и прочую дорогую технику... Так что все нужно проверять по официальным источникам и специальным программам”.





При нечестной продаже телефонов и планшетов схема, правда, немного другая. Продавец через пару дней после заказа сообщает покупателю: “Нужно воспользоваться другим способом доставки. Извините за задержку, давайте мы компенсируем часть суммы (около 10 процентов)”. Эти деньги клиент получает, после чего магазин закрывается. И никакая защита от Aliexpress уже не поможет.

Еще в прошлом году почты многих постсоветских стран жаловались на поток посылок из Китая. В России тогда застряло 500 тонн международных отправлений. К нам на таможенный досмотр их приходило по 50—60 тысяч штук в день. Сегодня с получением международных отправлений проблем нет: в Минске открылось три специальных пункта выдачи, где их можно получить. “Больше всего их идет из Китая, Гонконга, Сингапура, России, США, Великобритании и Литвы, — говорят на РУП “Белпочта”. —  “Товары адресатам поступают в основном в отправлениях письменной корреспонденции — мелких пакетах весом от 50 г до 2 кг, немного реже — в почтовых посылках весом от 1 кг до 30 кг”. К слову, в этом году у нас увеличили норму беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях и в отправках экспресс-доставки. Со 120 евро она выросла до 200 — при этом общий вес покупок не должен превышать 31 кг в месяц.

Большие заказы нередко делают так называемые посредники. Особенно активно они действуют в социальных сетях: сотни групп, тысячи аккаунтов, предлагающих бижутерию, аксессуары и одежду из Китая и Европы. Для несведущих их расценки весьма привлекательны. Но, как и каждый посредник, они берут свой процент. Причем весьма не маленький.

Интернет-торговля завоевывает мир. Но каждое государство стремится защитить своих производителей. Они-то обеспечивают рабочие места, платят налоги в бюджет, которые идут на развитие инфраструктуры, соцподдержку и другие полезные вещи. Товары почтой из-за рубежа подобной "нагрузки" не имеют. Вдобавок — создают на рынке нездоровую конкуренцию. Ситуация парадоксальная. Понятное дело, запрещать интернет-торговлю никто не собирается, да это и невозможно в условиях глобальных перемен. Зато можно научиться управлять этими процессами, оборачивать их в пользу государства. Это те вопросы, которые стоят на повестке дня не только у нас, но и во всем мире. 

И напоследок. Как правило, на купленный за  границей смартфон или планшет никто гарантий не дает. И платье на картинке может быть одно, а по факту — несколько другое. Примерочных  и пробников в интернете нет.  Во всемирной паутине можно покупать. Главное, не покупаться на дешевки. Себе дороже...

По поводу

Александр Муха, аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by:

— Действительно, увеличение объемов заказов товаров из-за рубежа в форме посылок является заметным трендом. Ситуация двоякая: с одной стороны, нужно каким-то образом защитить отечественных производителей, с другой — не переусердствовать с этим, ведь в противном случае цены в экономике могут оказаться завышенными. Иными словами, нужно определить баланс интересов внутренних производителей и потребителей. В текущей ситуации встает вопрос о том, каким должен быть порог беспошлинного ввоза. Вскоре он будет унифицирован во всех странах Евразийского экономического союза. Пока разбежка большая: в России и Казахстане, например, действует ограничение в тысячу евро ежемесячно, у нас — в 200 евро. На мой взгляд, разумным было бы снять ограничения вовсе и ввести стандартные ввозные пошлины для всех товаров, независимо от суммы посылки. При этом размер ставок таможенных пошлин нужно снизить, чтобы он не превышал 5 процентов.

Олег Слепченко, заместитель начальника отдела управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий Министерства внутренних дел:

— Совершая покупки в иностранных интернет-магазинах, человек не может проверить, насколько достоверна информация о товаре и продавце. Это не представляется возможным даже для нас, да и нет никаких оснований, чтобы этим заниматься. В случае чего возникает вопрос: кому предъявлять претензии? Куда обращаться? В интернет-магазин? Но там могут ответить, а могут и нет. Чья вина в том, что посылка не пришла или пришла не в том виде, в котором ожидалось, выяснить трудно. Даже когда оплачиваете товар вживую, если нет чека, — нет гарантий и защиты, что уж говорить про покупки онлайн. Я бы рекомендовал не впутываться в авантюры и приобретать товары на отечественных интернет-площадках.

gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter