Алгоритм действий

Как готовятся решения Комиссии таможенного союза

Как готовятся решения Комиссии таможенного союза

Для меня непонятно, как будут проводиться решения таможенного союза? Какой нормативный правовой акт определил алгоритм действий нового формирования? Как он будет действовать? Думаю, что вопросы такого рода интересуют не только меня, но и других читателей «Юридической газеты». Расскажите, пожалуйста, об этом.

Иван ЕФИМЧИК, г. Минск

Отвечает Сергей ЗАДИРАН, начальник главного управления нормотворческой  деятельности в сфере экономики и экологии Минюста:

— Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан являются инициаторами создания таможенного союза. Он, как известно, предусматривает возникновение единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, используется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли с третьими странами.

6 октября 2007 г. в Душанбе главы трех государств подписали Договор о Комиссии таможенного союза. Им была учреждена Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган ТС Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития таможенного союза. Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных этим договором, другими международными договорами между сторонами, а также решениями высшего органа таможенного союза. Она, в частности, исполняет решения, принятые высшим органом таможенного союза; осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию ТС; разрабатывает при участии правительств стран-участниц рекомендации для высшего органа таможенного союза по вопросам формирования и функционирования ТС и др.

Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для стран-участниц, но может также принимать рекомендации, не носящие обязательного характера. В комиссию входят по одному представителю от каждой страны-участницы, являющемуся заместителем главы правительства или членом правительства, наделенным необходимыми полномочиями.

В Беларуси приняты нормативные правовые акты, определяющие процедуру согласования проектов решений Комиссии таможенного союза и внесения в нее инициативных предложений нашей страны. Постановлением Совмина от 25.02.2010 № 271 утвержден Регламент согласования проектов решений Комиссии таможенного союза. Данный нормативный правовой акт определил следующий алгоритм действий. После получения проекта решения член Комиссии от Беларуси не позднее дня, следующего за днем получения проекта, направляет его в министерства иностранных дел, экономики, финансов, юстиции, а также в так называемый регулирующий орган, то есть государственный орган или организацию, реализующую государственную политику в сфере, регулируемой проектом решения.

Каждый из данных субъектов, получив соответствующие материалы, должен принять меры с учетом своей компетенции. Министерство иностранных дел – оценить соответствие проекта решения Комиссии (далее — проект решения) международным обязательствам Республики Беларусь и сформировать обобщенную позицию по проекту решения. Министерство экономики — оценить соответствие этого проекта экономическим интересам нашей страны. Министерство финансов — обеспечить контроль за соблюдением финансовых интересов Беларуси в части использования финансовых средств, предусмотренных в проекте решения. Министерство юстиции – провести юридическую экспертизу проекта решения на его соответствие Конституции Беларуси и иным актам законодательства. Регулирующий орган – согласовать проект, сформировать предложения по позиции члена Комиссии от нашей страны в отношении проекта решения, составить исчерпывающий перечень актов законодательства Республики Беларусь (их структурных элементов), содержащих иные правила, нежели предлагаемые к установлению в проекте, а также подготовить финансово-экономическое обоснование к проекту решения.

Регулирующий орган обязан согласовать исчерпывающий перечень актов законодательства Беларуси (их структурных элементов), содержащих иные правила, нежели предлагаемые к установлению в проекте решения, а также финансово-экономическое обоснование к проекту решения с Министерством юстиции и министерствами финансов и экономики соответственно. Он в двухдневный срок со дня получения проекта решения осуществляет подготовку и направление соответствующих документов в данные органы, которые в двухдневный срок со дня получения согласовывают документы.

Регулирующий орган определяет необходимость привлечения иных государственных органов и организаций к рассмотрению проекта решения. Привлечение иных государственных органов и организаций к рассмотрению проекта решения должно быть обоснованным и соответствовать установленной законодательством компетенции данных органов.

Регулирующий орган в четырехдневный срок со дня получения проекта решения осуществляет подготовку необходимых документов и направляет их в МИД. Министерства экономики, финансов и юстиции в четырехдневный срок со дня получения проекта решения подготовленные ими документы направляют в МИД и в регулирующий орган. МИД в трехдневный срок со дня получения всех подготовленных документов формирует обобщенную позицию по проекту решения и направляет ее члену Комиссии от Беларуси для использования при принятии решения. В этот же срок МИД по согласованию с Минюстом определяет, относятся ли вопросы, предлагаемые к урегулированию в проекте решения, к компетенции Комиссии.

Член Комиссии от Республики Беларусь после получения из МИДа обобщенной позиции в отношении рассматриваемого проекта решения при необходимости проводит совещание с заинтересованными, в рабочем порядке уточняет позицию членов Комиссии от иных государств — участников ТС. Позиция члена Комиссии от нашей страны формализуется путем утверждения премьер-министром Беларуси.

Если в информации о согласовании проекта решения содержатся сведения о наличии в нем положений, затрагивающих компетенцию Президента Беларуси, премьер-министр направляет для согласования главе государства данный проект. Администрация Президента Беларуси информирует премьер-министра о позиции главы нашего государства по проекту решения для доведения до сведения члена комиссии от Республики Беларусь.

Что касается внесения на рассмотрение Комиссии инициативных предложений нашей страны, то соответствующий порядок определен постановлением Совмина от 08.04.2010 № 534. Инициативные предложения Республики Беларусь, предлагаемые к рассмотрению Комиссией таможенного союза, формируются в рамках своей компетенции регулирующим органом.

При необходимости инициативные предложения могут формироваться регулирующим органом совместно с заинтересованными организациями Беларуси или на основании их предложений, вносимых в регулирующий орган. При подготовке инициативных предложений для рассмотрения на заседаниях должны учитываться нормы Правил процедуры Комиссии таможенного союза. Эти Правила утверждены высшим органом ТС и содержатся в приложении к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 15. Они определяют порядок работы Комиссии таможенного союза, организацию и проведение ее заседаний, процедуру подготовки и принятия решений и рекомендаций.

Инициативные предложения должны включать: проект справки с изложением сути вопроса, предлагаемого к решению в рамках Комиссии, включая информацию о международных обязательствах Беларуси в соответствующей сфере, и обоснованием (в том числе финансово-экономическим) необходимости принятия предлагаемого решения; проект решения по указанному в проекте справки вопросу, а также иные дополнительные материалы. Инициативные предложения подлежат обязательному согласованию с министерствами иностранных дел, экономики, финансов. Согласованные предложения не позднее тридцати пяти дней до даты заседания направляются регулирующим органом члену Комиссии от нашей страны.

После получения от регулирующего органа инициативных предложений член Комиссии Беларуси принимает одно из следующих решений по их дальнейшей проработке: возвращает регулирующему органу на доработку; информирует премьер-министра о стадии, на которой целесообразно направление инициативных предложений Президенту Беларуси на согласование, если вопросы, предлагаемые к урегулированию в содержащем инициативные предложения проекте решения, затрагивают компетенцию Президента Беларуси; одобряет, при необходимости согласовывает с премьер-министром Беларуси.

В случае одобрения проекта решения пакет документов, содержащий инициативные предложения, передается членом Комиссии от Беларуси в МИД для последующего препровождения в секретариат Комиссии.

В отношении вопроса о реализации уже принятых Комиссией решений следует учитывать, что законодательствами стран – участниц таможенного союза во многих случаях будут определены иные правила и условия в той или иной сфере, нежели устанавливаемые решениями Комиссии. Причем уровень установления таких правил и условий самый разнообразный (в Беларуси, например, от ведомственных до законодательных актов).

В этой связи очень важно оперативно довести до всех заинтересованных, в том числе и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности, положения, устанавливаемые Комиссией, и информацию об их соотношении с актами национального законодательства. Постановлением Совмина от 11.02.2010 № 185 утверждено Положение о порядке дачи заключений по вопросу о соотнесении решений Комиссии таможенного союза с актами законодательства нашей страны и доведения таких заключений до всеобщего сведения.

Функция по даче заключений о соотнесении решений Комиссии с актами законодательства Беларуси и доведению таких заключений до всеобщего сведения данным решением нашего правительства возложена на регулирующий орган по согласованию с Минюстом. Регулирующий орган в десятидневный срок с даты официального опубликования решения Комиссии анализирует его содержание в целях соотнесения его с актами законодательства Республики Беларусь, осуществляет подготовку проекта соответствующего заключения и направляет в Минюст.

Минюст в пятидневный срок осуществляет проверку проекта заключения и информирует регулирующий орган о ее результатах. Регулирующий орган в трехдневный срок после получения из Минюста результатов проверки проекта оформляет заключение в виде совместного письма регулирующего органа и Минюста. В заключении указывается исчерпывающий перечень актов законодательства Беларуси (их структурных элементов), не применяющихся в связи со вступлением в силу решения Комиссии.

Размещение заключений на официальных интернет-сайтах регулирующего органа и Минюста осуществляется не позднее дня, следующего за днем подготовки заключения. При необходимости заключение может быть опубликовано в средствах массовой информации, в том числе и в их электронных версиях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter