Эссе писателя Георгия Марчука о драматурге Алексее Дудареве

Алексей Дударев

Продолжаем публикацию эссе известного писателя, сценариста, драматурга Георгия Марчука о белорусских драматургах. Начало в №№ 230 – 231.

Его имя можно смело вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Потому как никто из белорусов до него не получал Государственную премию СССР в таком молодом возрасте. Ему тогда было 35 лет. До этого была премия Ленинского комсомола республики. Госпремию он получил с коллегами–театралами за спектакль «Рядовые». До сих пор некоторые ветераны и военнослужащие холодно оценивают его творение, как когда–то с критикой относились к ранним повестям В.Быкова. Кстати, почему–то сам В.Быков никогда в прессе не высказывал своего отношения к «Рядовым». А то впечатление, мощное воздействие на зрителей во время показов «Рядовых» трудно передать словами.

Я помню приезд члена комитета по Государственным премиям К.Лаврова, который потом инициировал постановку этой пьесы в театре им. М.Горького в Ленинграде. Поставили ее и в Малом театре Москвы, и в сотнях театров по всему Советскому Союзу. А совсем недавно известный актер А.Михайлов на своем курсе во ВГИКе поставил с молодыми актерами выпускной спектакль по пьесе «Рядовые». Не уходит в историю военная драма, которая вознесла белорусского драматурга на Олимп.

К 65–летию А.Дударева по белорусскому телевидению показали документальный фильм о его жизни и творчестве. Писатель взволнованно и искренне рассказывает о себе.

Любопытное наблюдение. «Что запомнилось из детства?» — «Было много снега и солнца», — ответил драматург.

По первой профессии он актер. Одно время работал в ТЮЗе, но ушел в завлиты, а затем на «Телефильм» к В.Карамазову, там же познакомился с режиссером В.Басовым, который снимал его первые киносценарии.

Об Алексее я услышал впервые от художника киностудии В.Матросова. «Классную пьесу написал актер ТЮЗа Дударев о танкистах, которые погибли, спасая человека, а потом вроде уже после смерти проживают свое время. Запомни его — Дударев. Он еще всем–всем покажет». Я запомнил. Если у меня до этого были друзья–товарищи, которые были значительно старше меня, то Алексей был на три года моложе. Это придавало азарта нашему знакомству. Он как–то игнорировал заседания секции драматургии в Союзе писателей. Это был одинокий волк, одинокий дуб в поле.

Дударев с Михаилом Кокшеновым на съемках фильма «Белые Росы».

Появился «Порог» — его первая удача на купаловской сцене, и дружба с главным режиссером. Они сошлись во взглядах, и главный поставит почти все его пьесы. Судьба у «Порога» была относительно хорошей: премьера в Москве. Сам Н.Михалков хотел экранизировать пьесу. Передумал. Бывает.

Алексей не унывал. Уже был готов сценарий «Белых Рос».

Он жил в Чижовке. Путь в центр к «Телефильму» у Дома радио длинный.

Помню, как ни открою любую газету, обязательно найду фамилию Дударева с положительной оценкой творчества или рецензией на его творчество. В тени оказались А.Делендик, А.Петрашкевич, А.Макаенок. Была мода на Дударева.

Открытое соперничество мобилизовало мои силы. Так вот. Встречаю на «Телефильме» Алексея. А он и говорит: «Знаешь, старик, прочел я первую часть твоего «Хутора...» в журнале. По дороге в автобусе по обыкновению читаю. Сел в автобус, гляжу, а в портфеле нет номера с продолжением твоего романа. И так я расстроился, хоть воротись. Потом уже дома дочитал. Сильная вещь. Я бы так не смог написать».

С того момента мы сблизились, наши отношения потеплели.

Решил я приобрести машину «Волгу». Собрал гонорары из издательств Москвы и Минска. «Волга» в 1987 году была в дефиците. Распределяли ее по союзам из Совмина. Приходим в магазин на Куприянова: я — от Союза писателей, В.Мулявин и олимпийский чемпион Л.Тараненко. А магазин возьми да и подними цену почти вдвое. Пришлось бегать по знакомым и брать деньги в долг.

Прихожу в новую квартиру к Алексею. Без разговора одолжил несколько сотен. Он только что купил эффектную черно–белую мебель. Говорю: «Мрачно». — «Ничего. Цвет не играет роли. Бог ведет».

Оба мы очень переживали, узнав о безвременной смерти нашего общего друга актера ТЮЗа и талантливого литератора Анатоля Жука.

Алексей умеет дружить и ценить дружбу. Мы следили за творчеством друг друга издали. Не все мои романы он читал, не все спектакли по его пьесам я видел, но то, что видел, удивляло. Он независим в оценках и никогда никого не хвалил из коллег по цеху. Одного выскочку, который решил перечеркнуть все, что до него создал драматург, резко оборвал: «Пустота звенит...»

Избрали его единодушно председателем Белорусского театрального общества, а тут еще предложили возглавить театр Белорусской Армии. Он с воодушевлением воспринял это предложение и продолжал писать на военно–патриотическую и молодежную темы. Но чувствовалось, что готовит зрителям сюрприз. Так неожиданно появились его легенды из истории славян. И снова грандиозный успех: спектакли по пьесам «Витовт», «Черная панна Несвижа». Его даже не смутил тот факт, что про черную панну Барбару Радзивилл сочинила в стихах очень интересную пьесу поэтесса Р.Боровикова.

«Жора, — говорил он мне, — идеи витают в космосе. Каждый может писать на одну и ту же тему. Сколько было пьес о короле Лире до Шекспира? Хватало. А играют шекспировский вариант, его взгляд. Сочтемся славой».

Повезло и в том, что у него был свой режиссер, как когда–то О.Ефремов был у В.Розова. Такое творческое сотрудничество дорогого стоит. И в своем театре Алексей рекомендовал ставить свои пьесы. Пьесы других драматургов казались ему незначительными. Нужен эффект. Он и сам сыграл роль неизвестного. Прислал на электронную почту в русский театр им. М.Горького новую сатиру «Экзекутор», вариацию на темы Н.Гоголя. В театре недоумевали: чья это пьеса? Взялись за постановку. Оказалось, шутку с псевдонимом разыграл Алексей Ануфриевич, 60–летний мастер. Срежиссировал успешно. Как всегда по обыкновению мнения о спектакле разделились. Кто–то в восторге, кто–то холоден. Сняли фильм по его сценарию «Днепровский рубеж». Думаю, и сам сценарист не очень был им доволен. Но предложил студии продолжение «Белых Рос». Даже присутствовал на съемках фильма. Увы, как потом признался: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Мне очень жаль, что в свое время не запустили фильм по «Рядовым». Режиссер–постановщик В.Никифоров и Алексей написали очень интересный сценарий по пьесе. Когда М.Пташук мечтал о постановке фильма по этой пьесе, вырос дефицит денег на киностудии. Пошла полоса невезения, но театр спасся. Пьесы по–прежнему присутствовали в репертуаре. У него, по–моему, в кабинете в СТД на ул. Красной на стене висит карта бывшего СССР, а на ней маленькие красные флажки — города и театры, в которых были поставлены пьесы Алексея Ануфриевича. Рябит в глазах от количества флажков. Недавно, к 65–летию А.Дударева, показали фильм режиссера В.Пономарева по его новеллам «Соседи». Ей–богу, все живое, правдивое, ничего не устарело, хотя прошло тридцать лет.

Дударев первым вместе с И.Шамякиным был отмечен премией Союзного государства Беларуси и России. Спрашиваю: «Как распорядился премией?» — «Купил сыну квартиру. Успел еще». Подрастают наследники. Алексей примерный семьянин. Любит проводить лето в деревне под Логойском с семьей. Любил (сейчас немного не позволяет здоровье) сплавом идти по родным рекам. Сосредоточил силы на работе с СТД. Это он придумал приз «Павлинка» за вклад театральных деятелей в искусство театра. Уважаем, имеет заслуженный авторитет, иногда категоричен. Таким и должен быть художник.

Советская Белоруссия № 232 (24862). Вторник, 1 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter