Источник: Знамя юности
Знамя юности

Александр Устюгов: влюбляться нужно! В этом состоянии можно горы свернуть

Недавно состоялась премьера сериала «Вампиры cредней полосы» о семейке вампиров, одну из ролей в котором сыграл Александр Устюгов. О том, как создавался образ кровопийцы, грядущем юбилее, вредных привычках, любви и детях, актер откровенно рассказал «Знаменке».


-Александр, что было необычного и интересного на съемках?

– У нас снимают не так много подобных сказочно-фантастических проектов, где можно использовать слово «вампир», это несколько иная культура – нероссийских чудовищ. Поэтому я среагировал в первую очередь на слово «вампиры», а фраза «средней полосы» придавала происходящему иронию. Первое, что вспоминается, – кровь, холод и то, что мне пришлось много летать. Съемки были сложными, много трюковых сцен, нужно было взлетать и падать на тросах, имитировать вампирскую силу. Все это очень интересно и забавно.

Кадр со съемок сериала «Вампиры средней полосы»
– Поделитесь, какова кинокровь на вкус и мешали ли накладные клыки?

– Ну, кинокровь всегда не особо вкусная, но к ней привыкаешь. Клыки мешали первое время именно в процессе разговора, но потом привык и между дублями даже не снимал их. Кстати, как только меня утвердили в сериал, сразу позвонил и рассказал об этом дочери, которая очень интересуется данной темой, смотрит всевозможные сериалы про вампиров. Женя сразу же загорелась и с большим нетерпением ждала премьеры. Про вампиров она точно знает больше меня, я не видел ни одного фильма. Единственное, что знаю, – был такой известный вампир граф Дракула в Румынии. А дочка, кстати, давала много советов для моего образа, присылала какие‑то референсы, как должно быть. Я даже к режиссеру подходил, показывал.

– Как вы  относитесь к мистике, в какие‑то приметы верите?

– Я не особо суеверен. Да, есть какие‑то актерские традиции, связанные с суевериями, но их поддерживаешь больше с точки зрения уважения к профессии, а не к мистике. Есть определенные вещи, которые нужно выполнять или не выполнять, и тогда все будет хорошо или плохо. Если сценарий падает, стараюсь на него сесть и потом быстро поднять. Но тут срабатывает скорее культура отношения к тексту.

– А если поговорить про вампиризм энергетический, вы людей хорошо чувствуете, умеете ставить защиту?

– Абсолютно! Тут как раз нет никаких иллюзий. Из-за того что приходится много общаться в большинстве своем с людьми случайными, то такие ситуации и людей, подсасывающих энергию, считываю сразу же. Это определенная манера общения, повествования, я даже могу классифицировать классического энергетического вам­пира по подвидам. И они это тоже хорошо чувствуют. Обычно стараюсь избегать таких людей либо просто перестаю слушать и вхожу в некое состояние полугипноза, когда весь прессинг и пробивание энергетической оболочки до меня не долетают. Не думаю, что в большинстве своем они делают это со зла, видимо, так уж устроены, что живут за счет постоянной энергетической подпитки.

– У вас этот год юбилейный – 45 исполнится в октябре. Готовитесь к торжеству?

– Так получалось, что, когда я работал в театре, в мой день рождения всегда были премьеры, как‑то совпадало, в театре накрывался банкет, пусть и не по моему поводу, но я очень сильно экономил на столе. Приходили друзья, и после третьего тоста режиссера спектакля праздник превращался в день рождения. Когда театра стало меньше, я начал устраивать в день рождения праздничный концерт. Не представляю, как можно просто просидеть вечер за праздничным столом, слушая поздравления в свой адрес. Так что обычно в день рождения случается концерт, который плавно переходит в торжество, но все зажато в жесткие рамки, так как наутро, как правило, в 07:50, уже смена. А еще больше люблю куда‑нибудь сбежать в свой день рождения, телефон точно всегда отключаю, а родителям звоню сам накануне. Ну невыносимо весь день слушать поздравления! Сам не помню ничьих дат дней рождений, отношусь к этому спокойно и всегда говорю: «Если я забыл, это не значит, что плохой, я действительно не помню». Не помню даже дни рождения матери и отца, с цифрами у меня очень туго, поэтому обычно звонит младший брат и напоминает: «Сегодня у папы день рождения, поздравь».

– Ну, один‑то день рождения вы должны помнить наизусть – своей дочери…

– Она не позволяет мне его забыть, начинает напоминать за месяц списком подарков, так что тут я могу расслабиться, день рождения дочери пропустить невозможно. Хотя предпочитаю дарить ей подарки без привязки к праздникам, какая разница, какой сегодня день, если ты хочешь сделать подарок? И точно так же с эмоциями – если хочу сказать другу приятные, добрые слова, легко напишу ему в четыре утра: «Я хочу дернуть тебя за бороду, старик!» Ну и что, что четыре утра, он же друг, поймет. А утром читаю ответ на такой же позитивной ноте: «Просыпаюсь и думаю, кто же это меня дергает за бороду? Привет!» Когда возникает порыв выразить свою признательность людям, точно не нужно тянуть с этим до дня рождения.

– А как вообще к возрасту относитесь, на 45 себя ощущаете?

– Пока не понимаю. Был период – с 39 до 42 лет, – когда я думал о возрасте, про­изошла переоценка ценностей и переход на другие уровни ответственности. И все, потом как‑то успокоился и даже не помню, сколько мне лет. Только когда говорят: «Тебе же скоро 45», я начинаю сравнивать себя с 45‑летними, которых я наблюдал, будучи молодым. Своего папу в 38 лет я считал глубоким стариком, ничего не понимающим в жизни. Мне самому было 14 лет, и я возмущался: «Этот старик будет меня учить, как надо жить!» Сейчас, естественно, так не думаю, сам уже прошел этот возраст, вижу друзей, которым 50 и даже 60, как они живут полной жизнью. В моем детстве 55‑летние назывались бабушками и дедушками и их интересами были пенсия, дача, копание огорода в панамке. Сейчас мои знакомые, которым за 60, имеют яхты, мотоциклы и активно занимаются спортом. Так что, думаю, мы будем первым поколением, которое доживет до 90 лет и задумается: «А что же дальше делать?»

На концерте своей группы Ekibastuz

– Вы признавались, что год назад полностью отказались от алкоголя и сигарет. С чем это было связано?

– Я такого точно не говорил, это какая‑то выдумка, причем меня уже не первый раз об этом спрашивают. Да, я часто отказываюсь от сигарет и алкоголя, когда это связано с новой ролью и нужно привести себя в порядок. Также сажусь на диету, начинаю бегать по утрам, пить кефир по расписанию, все это очень утомительно, но необходимо для профессии. В прошлом году я действительно на несколько месяцев садился на разные диеты, готовился к большой роли, которая в итоге не состоялась, все было зря. Проект не случился. Вот сейчас у меня была роль, где герой все время в тулупе, и я понимал, что готовиться не нужно вообще, встал с утра, надел тулуп, и вперед. Если появятся роли, которые потребуют героического внешнего вида, то снова придется себя в чем‑то ограничивать. 

– У вас ведь, помимо кино, столько разных занятий: музыка, бар свой, мастерская по производству и восстановлению антикварной мебели, производство деревянных игрушек. После карантина все вернулись к работе?

– Пандемию мы пережили сложно, потому что все эти бизнесы связаны с людьми. Если говорить про бар, то потока туристов нет до сих пор, улицы непривычно пустые, и я не знаю, восстановится ли все к лету. Мастерские у меня не работали два с половиной месяца, потом начали потихоньку что‑то делать. Конечно, было сокращение производства, пересматривали экономические отношения с сотрудниками, неделю назад пришлось сокращать штат, потому что мы не выгребаем на самоокупаемости. Я себе дал установку на год – посмотреть, что будет дальше, и если все продолжится в этой динамике, видимо, придется отказаться от этого бизнеса.

– Все графики у вас рабочие, а на себя‑то время выделяете – на отпуск, на ту же личную жизнь?

– Это называется остаточным моментом, если появляются случайные окошки в графике, а специально никакого отдыха не планирую. Иногда, правда, мой директор звонит, когда начинаю уже фырчать и закипать на работе, и спрашивает: «А не хочешь ли ты съездить отдохнуть?» Я соглашаюсь и, получив выходные, сажусь в машину и еду куда‑нибудь в сторону гор. Именно там у меня происходят полное выключение головы и медитативный отдых в процессе медленного восхождения к вершине. Два-три дня бывает тяжело с отключенной головой, а потом происходит щелчок – и эйфория! И ты понимаешь: фух, организм включился! В горах сложно ставить цели, там гора либо пускает, либо нет, это все довольно мистические вещи. У меня были такие ситуации – и в этом году тоже, когда я приехал на Эльбрус и поднялся до скал Пастухова. Там нет снега, тяжелый подъем, лед на вершине обнажился, и идти было достаточно проблематично. Я походил-походил и ушел на соседнюю вершину, там никого не было, и просто наслаждался выхаживанием. В этом году посетил Горный Алтай и влюбился в эти места – это настоящий восторг, там ходить не переходить до Монголии. Пробыл там почти месяц на съемках фильма «Бешенство», и каждый новый день открывался какими‑то безумными красками. Если можно говорить про место силы, то я нашел свое место силы на Алтае. Там потрясающая энергетика, прекрасные люди, природа фантастическая – кедры, горы, густой воздух, каждый день ты уже просыпаешься в состоянии легкой эйфории. На Алтай нужно обязательно возить детей, чтобы показывать, что такое красота, и опускать их в шестиметровые сугробы.

– Случались в походах непредвиденные ситуации?

– Конечно, они постоянно происходят, в этом же самое интересное. Мне кажется, тут главное удовольствие, когда проходишь по самой грани опасности, проверяешь себя: тварь ты дрожащая или право имеешь – в горах ответ на этот вопрос находишь очень быстро. Элементарно: ставишь палатку и вдруг топором перерезаешь сухожилие, а потом зашиваешь себе рану консервной банкой. Недавно так увлекся заточкой топора, что им можно было бриться. Ставил палатку и в какой‑то момент, чтобы топор не улетел вниз, наивно подставил коленку. И топор неспешно прорезал мне сначала штаны, потом термобелье, и затем я почувствовал, как в мои носки потекла теплая кровь. Ну вот, так приключения и начинаются! Кто‑то говорит: чтобы узнать человека, нужно сделать с ним ремонт, а я скажу, что нужно сходить с ним в горы, поставить палатку. Хотя мне кажется, что плохие люди в горы‑то и не ходят.

С дочерью Евгенией
– С дочкой у вас насколько тесная связь? Вы в курсе того, что происходит в ее жизни?

– Женя очень самостоятельная девочка, мы с ней всегда на связи. Благо социальные сети и телефоны позволяют это делать практически круглосуточно. Мне нравится, что дочь присылает, например, музыку друга, чтобы я высказал свое мнение, ей это важно. При личных встречах она вываливает море информации, думаю, даже немного больше, чем маме, потому что я спокойнее отношусь к каким‑то вещам, которые выходят за общее понимание воспитательного процесса. Знаю родителей, которые сильно переживают из‑за переходного возраста своих детей, и считаю, что это абсолютно ни к чему. Это какие‑то их сублимации себя 14‑летнего на нынешних детей. Пока не вижу поводов для того, чтобы бить тревогу. Ну, красят они волосы, ну, слушают другую музыку, я не чувствую в этом никакой катастрофы. Вспоминаю себя в ее возрасте – меня тогда вообще нужно было закрывать, изолировать от общества, потому что родители со мной не справлялись. В 13 лет мог легко дойти до вокзала, сесть в поезд и уехать, милиция меня снимала на какой‑нибудь станции часов через шесть. На вопрос, куда еду, отвечал: «В Москву!» Ну вот так – захотелось мне прокатиться в столицу из Казахстана. Когда рассказываю Жене про свое детство, она слушает меня с вытаращенными глазами: 1990‑е годы, развал СССР, очереди за молоком по трое суток, номерки на руках, где у тебя написано: 1035‑й… Родители по полгода не получали зарплату, два диплома о высшем образовании с отличием не дали моей маме ничего в тот период, она, как и другие учителя, шла на рынок торговать турецкими туфлями и египетскими свитерами. Сам я в 13 лет зарабатывал в месяц больше, чем другие взрослые за год, мы организовывали утренники в театре и за две недели до Нового года и две недели после получали пачки денег. Мне кажется, дочке передался мой темперамент, но сейчас все‑таки и время другое, и она девочка, серьезных поводов для волнения нам не дает. Пока Женя очень домашний ребенок, надеюсь, так и дальше будет.

– А еще детей хотите? Еще раз жениться, создать семью планируете?

– Я ничего в своей жизни не планирую, тем более жениться. Детородный возраст меня не поджимает, так что еще подожду. Отношения, как и появление детей, – очень спонтанный процесс, во всяком случае у меня. Но многодетным папой я вполне могу себя представить, заботы о детях меня не пугают, могу даже пятерых-шестерых представить, как я хожу с ними, уже такой дядька с бородой… 

– На что вы в первую очередь обращаете внимание при знакомстве с девушками, какие качества вам импонируют?

– В первую очередь ум! Под умом я подразумеваю не начитанность, образование, воспитание и знание нескольких языков, а имею в виду природный, житейский ум. Ну а пугают девушки, которые одержимо стремятся делать карьеру, эмансипация в этом плане меня совсем не радует. Мне кажется, единственное естественное желание женщины – быть женой, матерью и потом бабушкой. Но никак не стать доктором наук или руководителем предприятия. Меня это всегда немножко настораживает.

– Многие артисты говорят, что для творческой реализации важно находиться в состоянии влюбленности, иначе и работа не клеится. 

– Это для всех важно, но для творческих людей, быть может, особенно. Я называю это состояние весной в душе, когда происходит подъем, эндорфины повышаются и все такое. Влюбляться, конечно, нужно, в этом прекрасном состоянии можно горы сворачивать. Помню, Владимир Шахрин из группы «Чайф» сказал в каком‑то интервью: «Мы все в жизни делаем ради любви. И гитару когда‑то я взял в руки для того, чтобы понравиться девушке. Сейчас мне много лет, я так же стою на сцене, и ничего не поменялось».
Александр Устюгов

Родился: 17 октября в городе Экибастузе (Казахская ССР)

Образование: ВТУ имени Б. Щукина

Семья: разведен, дочь Евгения (13 лет)

Карьера: актер, режиссер, музыкант, создатель группы Ekibastuz, выступающей в жанре питерского рока. Снялся более чем в 60 фильмах и сериалах, среди которых: «Ментовские войны», «Солнечный удар», «28 панфиловцев», «Чума», «Викинг», «Золотая орда», «Лучше, чем люди», «Годунов», «Союз спасения» и другие

Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), 

фото Анны Темериной, Александра Комарова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter