Александр СЕГОДНИК: Наши студенты хотят быть учителями!

Начало учебного года в школах, вузах и других учебных заведениях комментирует член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам
Начало учебного года в школах, вузах и других учебных заведениях комментирует член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по образованию, культуре и науке.



ПЕДАГОГ – ЭТО ТЕПЕРЬ ПРЕСТИЖНО

– Сильно вырос конкурс в педагогические вузы. Это можно объяснить теми льготами, которые предоставляются для медалистов и победителей олимпиад при поступлении туда. Но хотелось бы думать, что сработали усилия государства, которое пытается повысить престиж профессии учителя.

– Сколько зарабатывает эта категория бюджетников?

– Многое зависит от состояния экономики. Но даже в непростых условиях этого года зарплата учителей в Беларуси выросла на 25 процентов.  Вопрос стоит так, чтобы зарплата учителя была чуть выше, чем средняя в регионе. 

Материальное обеспечение учителя – это не только зарплата, но и социальный пакет, решение его жилищных проблем. Там, где есть реальная забота о кадрах, особенно о молодых специалистах, сегодня нет проблем с нехваткой педагогов.

– В Беларуси сохранили систему профтех­образования, которая сформировалась еще в СССР. Как она развивается сегодня?

– Технологии во всех отраслях производства постоянно обновляются, рабочие кадры должны соответствовать уровню самой современной техники. Нужно углублять профориентацию в школах, чтобы юноши и девушки более осознанно выбирали профессию.

Стараемся решать проблему технической оснащенности ПТУ. Современное оборудование весьма дорогостояще, но только на нем можно выучить хороших специалистов. Мы пошли по пути создания региональных ресурсных центров для учащихся, где есть такая техника.

В Министерстве образования создан Совет по информатизации. Результаты видим по успехам Парка высоких технологий, у которого нет проблем с кадрами. Мы давно занимаемся созданием электронных учебников. Начинали с эксперимента, создавая их параллельно с учебными пособиями на бумажных носителях. В стране создается единая электронная база статистических и справочных данных, чтобы избавить школу от бумажной волокиты.

КУЕМ КАДРЫ, ПОКА ГОРЯЧО

– Систему образования Беларуси можно назвать эффективной?

– Верно заметили, она именно эффективная. Мы смотрим, какие существуют тенденции и достижения в мире, стараемся перенять лучшее. Но ориентируемся на цели, стоящие перед нами, и на достигнутые результаты. Белорусская система образования успешно обеспечивает подготовку кадров, в том числе для народного хозяйства страны.

– Возьмем централизованное тестирование выпускников. О нем спорят до сих пор. Но очевидно, что мы упростили и сделали более прозрачной систему оценки знаний для поступления в вузы. Выбили почву из-под ног для коррупционеров. Сэкономили средства, время и нервы миллионов людей. Разве это не позитивный результат?

– Понятно, что идеальных систем не существует, централизованное тестирование тоже имеет свои недостатки. Поэтому для некоторых специальностей при поступлении введено психолого-педагогическое собеседование. Планируются и другие нововведения.

ДОСЬЕ «СВ»

Александр СЕГОДНИК начинал учителем. Потом сменил много должностей, среди которых: заведующий отделом образования Лепельского райисполкома, председатель Витебского обкома профсоюза работников образования и науки, первый заместитель начальника управления образования Витебского облисполкома, начальник управления образования Гродненского облисполкома. Награжден медалью «За трудовые заслуги».

Записал Герман МОСКАЛЕНКО



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter