Александр Радьков: «Запрещать решебники нет смысла»

На прошлой неделе в редакции «Знамени юности» состоялась прямая линия с министром образования Александром Радьковым. Редакционный телефон буквально раскалился от звонков, часть вопросов в онлайновом режиме поступало на сайт газеты.

На прошлой неделе в редакции «Знамени юности» состоялась прямая линия с министром образования Александром Радьковым. Редакционный телефон буквально раскалился от звонков, часть вопросов в онлайновом режиме поступало на сайт газеты. Читатели интересовались распределением, обучением в школе и гимназии, получением второй специальности. Но все же Прямая линия с министром образования А.Радьковым. фотоглавной темой телефонного и интернет-общения стала вступительная кампания 2010 года.

Перед началом прямой линии министр в интервью корреспондентам республиканских СМИ подчеркнул: «Существенных изменений проведения вступительной кампании в вузы и ссузы Беларуси в этом году не будет». Единственное новшество – лицам, получившим сертификат по результатам профессионально-психологического собеседования, но не прошедшим по конкурсу в Академию МВД и Военную академию, можно поступать в гражданские вузы на специальности «правоведение» и «экономическое право» без прохождения профессионально-психологического собеседования.

Побеседуем?

– Я не прошла регистрацию на собеседование по специальности «государственное управление и экономика». Могу ли я поступать на этот факультет, не пройдя собеседование? И еще «государственное управление и экономика» и «экономическое право» – это одна и та же специальность?
Маргарита (вопрос с сайта)

– Никаких принципиальных изменений в Правилах приема в этом году не будет. Поэтому без прохождения собеседования и наличия рекомендации вы не сможете поступать на эту специальность. «Государственное управление и экономика» и «экономическое право» – это две разные специальности. Первая относится к группе «Управление» (вступительные испытания: государственный язык, математика, иностранный язык). Вторая – к группе «Право» (вступительные испытания: государственный язык, математика, обществоведение).

– Меня зовут Михаил, и у меня вопрос к министру образования.

– Меня зовут Александр Михайлович, я вас слушаю.

– Александр Михайлович, что обычно спрашивают на профессионально-психологическом собеседовании?

– Это зависит от той специальности, на которую вы собираетесь поступать. Если вы поступаете, к примеру, на факультет международных отношений, то у вас могут поинтересоваться владением языка, знаниями по географии. У будущего юриста могут спросить о системе власти в стране. Как правило, вопросы сформулированы в рамках учебных программ и в соответствии с предметами, которые выносятся на вступительные экзамены. Но есть вопросы и «из жизни», которые помогают определить, насколько человек развит, правильно ли он выбрал профессию, справится ли он со своими обязанностями в будущем. Более подробную информацию можно получить в приемных комиссиях и на сайтах вузов, где вывешен приблизительный перечень таких вопросов.

Только один вуз

– Мой сын собирается поступать в медицинский университет, но там очень большой конкурс. Скажите, пожалуйста, можно ли будет в этом году подстраховаться и подать документы одновременно в несколько вузов?
Елена Русин, г. Гродно

– Абитуриент может участвовать в конкурсе только по одной специальности в одном вузе. Результаты централизованного тестирования у вас будут на руках до подачи документов в вуз, и вы сможете оценить свои возможности. Подавайте документы туда, где у вас будут реальные шансы на зачисление.

– Уважаемый Александр Михайлович, почему же все-таки нельзя проходить более трех тестирований в год? И еще один вопрос: я инвалид детства, буду ли я иметь льготы при поступлении (у меня врожденное плоскостопие)?
Вадим (вопрос с сайта)

– Правилами приема установлена сдача только трех вступительных испытаний для всех специальностей вузов. Мы исходим из того, что выбор будущей профессии должен, прежде всего, быть осознанным. Поэтому более 360 специальностей, по которым высшие учебные заведения ведут подготовку специалистов, объединены в 23 профиля (направления). Для каждого профиля определены два вступительных испытания плюс государственный язык. Расширение перечня вступительных испытаний не планируется. Нам бы хотелось, чтобы абитуриент выбирал профессию в соответствии с призванием, а не по принципу «поступить любым путем, неважно на какую специальность». Что касается льготного зачисления, то в соответствии с установленной нормой при общем равном количестве набранных баллов вы (как инвалид детства) будете иметь преимущественное право на зачисление.

– Дети учатся в Минском городском архитектурно-строительном колледже. Пока ребята были абитуриентами, им неоднократно обещали, что они будут иметь ряд существенных преимуществ, если решат продолжить обучение в вузе такого же профиля. А сейчас выяснилось, что они должны сдавать ЦТ, как и остальные абитуриенты. Почему почти готовых специалистов ставят на одну доску со вчерашними школьниками, которые понятия не имеют ни об архитектуре, ни о строительстве?
Ирина, г. Минск

– Выпускники архитектурно-строительного колледжа имеют возможность продолжить обучение и получить высшее образование в сокращенный срок по специальности «Промышленное и гражданское строительство», но только в тех вузах, которые объявили такой набор на 2010 год. К ним относятся Полоцкий государственный университет, Белорусско-Российский университет, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы и др. Подробную информацию о приеме вы можете найти на сайтах вузов.

– Здравствуйте. У меня такой вопрос. Имеют ли какие-то преимущества при зачислении абитуриенты, получившие премию облисполкома?
Мария Базулько
(вопрос с сайта)

– Такие абитуриенты поступают на общих основаниях.

– Возникла проблема: в этом году мой племянник поступает в вуз. Каждый год он ездит на оздоровление в Италию. И во время прохождения ЦТ его паспорт будет находиться на оформлении документов и визы на выезд. Как поступить в данной ситуации? Какой документ можно предъявить взамен паспорта на ЦТ?
Заранее спасибо.
Каминская
(вопрос с сайта)

– Сдавать централизованное тестирование можно только при наличии у абитуриента документа, удостоверяющего личность. Перечень документов, удостоверяющих личность, определен Указом Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь». Ими являются паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца. Поэтому вашему племяннику необходимо сделать выбор – либо сдавать вступительные испытания и поступать в вуз, либо отдавать паспорт в посольство для оформления визы в Италию. Хотелось бы отметить, что зачисление в вузы заканчивается 6 августа и у абитуриентов остается почти целый месяц на отдых и оздоровление.

Между городом и деревней

– Добрый день, меня зовут Наталья Владимировна. Моя дочь учится в 11-м классе сельской школы. Но так сложились обстоятельства, что два года назад она прописалась в Минске, хотя фактически все одиннадцать лет училась в школе в Борисовском районе. Скажите, сможет ли она поступать на условиях, которые предусмотрены для сельских школьников?

– Условия, на которых ваша дочь будет поступать, зависят не от того, где она прописана, а какую школу она закончила. Если ваша дочь получит аттестат об окончании сельской школы, значит, она сможет воспользоваться теми льготами, которые предусмотрены для сельских выпускников.

– Александр Михайлович, вас беспокоит мама выпускницы Ирина Мечиславовна. Проживаем и прописаны более двух лет в деревне. Собираемся в этом году поступать, но нам сказали, что льготами мы не сможем воспользоваться, потому что дочь оканчивает школу в Островце.

– Все верно. Ваша дочь получит аттестат городской школы. Если в городе или поселке городского типа проживает больше 20 тысяч населения, то льготы при поступлении не предоставляются. А если меньше, вы сможете воспользоваться возможностью поступать наравне с сельскими школьниками.

Образование без границ

– Здравствуйте, Александр Михайлович! Я гражданка России. Хочу в этом году поступить в БГМУ на лечебный или стоматологический факультет на бюджетное отделение. Первый вопрос: признается ли диплом в России? Второй вопрос: необходимо ли мне, гражданке России, по окончании БГМУ отработать в Республике Беларусь? И третий: предоставляет ли БГМУ гражданам России общежитие?
Заранее благодарю за ответ.
Инна (вопрос с сайта)

– В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27.02.1996 г. диплом, выданный Белорусским государственным медицинским университетом, признается в России. Что касается распределения, то выпускники из числа иностранных граждан и лиц без гражданства не распределяются. Общежитие студентам-россиянам БГМУ предоставляет.

– Вас беспокоит Валентина из Пинска. Я работаю по контракту в России. В этом году мой сын заканчивает в Москве школу и собирается поступать в белорусский вуз. Сможет ли он это сделать?

– У него на это есть все права. Правда, если он собирается поступать на некоторые престижные специальности, ему придется пройти профессионально-психологическое собеседование. Куда вы планируете поступать?

– На исторический факультет БГУ.

– В таком случае собеседование проходить не нужно, но необходимо будет зарегистрироваться на тестирование и сдавать тесты в Беларуси. В России мы тестирование не проводим, результаты ЕГЭ при поступлении в наши вузы не принимаются.

– Большое спасибо.

– Вам звонит мама студентки, Ирина Петровна. Уважаемый Александр Михайлович, хочу задать такой вопрос: когда будет закончено строительство здания факультета международных отношений БГУ?

– В 2011 году.

– Ходят слухи, что после завершения строительства там будет размещаться совершенно другой факультет. Правда ли это?

– Нет, неправда. Как и планировалось, там разместится ФМО.

От чего зависит стоимость обучения?

– В прошлом году моя дочка поступила на дневную платную форму обучения в Витебский государственный университет имени Машерова. На момент зачисления оплата обучения составляла 3 миллиона 240 белорусских рублей. Сейчас, спустя один семестр, мы платим 3 миллиона 700 тысяч рублей. Хотелось бы узнать, от чего зависит стоимость обучения, и почему она так сильно выросла. При том что стоимость обучения в других учебных заведениях, к примеру в Витебском государственном технологическом университете, значительно ниже, чем в нашем вузе, – 2 миллиона 500 тысяч.
Наталья Москалец, г. Витебск

– Руководствуясь законодательством по ценообразованию, учебное заведение самостоятельно разрабатывает цены на платное обучение. Стоимость определяется на учебный год в зависимости от формы обучения (дневная, заочная, вечерняя) и утверждается руководителем учебного заведения. В калькуляцию стоимости платного обучения включаются затраты по действующим для бюджетных организаций нормам и нормативам. Цены на услуги платной подготовки специалиста увеличиваются на основании принятых решений Правительства Республики Беларусь по изменению заработной платы и других цен и тарифов на работы и услуги.

Стоимость платного обучения, а также основания для ее пересмотра, периодичность оплаты за обучение определяются договором на подготовку специалиста, заключенного между студентом и учреждением образования. В связи с тем что с 1 января 2010 года увеличилась заработная плата, тарифы на коммунальные услуги, Витебский государственный университет имени П.М.Машерова увеличил цену за обучение. Что касается различной стоимости обучения, то определение затрат идет в соответствии с вышеуказанной нормативной правовой базой и с учетом фактических расходов каждого учреждения образования на подготовку специалиста, зависит оно также от специальности, формы обучения (дневная, заочная, вечерняя) и других факторов.

Снова студент?

– Подскажите, в какие вузы Беларуси мне можно поступить? Я хочу получить второе высшее образование по специальности «психолог». У меня уже есть образование по специальности «учитель русского языка и литературы». Но так вышло, что работаю я не в школе, а в Доме культуры.
Людмила Муравейко,
Любанский район

– В любой вуз, который ведет подготовку специалистов по специальности «психолог». К примеру, Мозырский педагогический университет, Белорусский педагогический университет им. М.Танка, Белорусский государственный университет. Но учтите, что второе образование вы сможете получить только на платной основе.

– Александр Михайлович, добрый день! Меня зовут Сергей. Я учусь в вузе на платном отделении. Хочу получить второе высшее образование. Но когда я пришел в деканат узнать, как можно это сделать, мне объяснили, что у меня недостаточно высокий средний балл. Почему, получая образование за свои средства, я не могу поступить в другой вуз?

– Действительно, у студентов есть возможность после третьего курса получать второе высшее образование. Но только у тех, кто показывает хорошие результаты, получая первое образование. Согласитесь, что учиться даже в одном заведении – не так легко. По статистике, после сессии каждый десятый студент имеет неуспеваемость. Многих приходится отчислять. Так что советую вам, если все же хотите получать вторую специальность параллельно, подтягивайте свою учебу. Как вариант – заканчивайте учебное заведение, а затем поступайте в другой вуз. Успехов вам, Сергей.

– Здравствуйте, Александр Михайлович. В 2007 году я был отчислен с 3-го курса Белорусского государственного аграрного технического университета за неуспеваемость. Сейчас хочу восстановиться. Подскажите, как это правильно сделать.
С уважением, Андрей
(вопрос с сайта)

– Вам необходимо обратиться в вуз, написать заявление. К заявлению нужно приложить оригинал документа о предшествующем уровне образования и справку о результатах прохождения текущей аттестации по учебным дисциплинам до отчисления. Вуз должен рассмотреть заявление в двухнедельный срок и определить курс (семестр), на который вы можете быть восстановлены.

По распределению вслед за мужем

– Татьяна Иодо из Дзержинска беспокоит. Моя дочь оканчивает медицинский университет со средним баллом 8.61. В этом году она вышла замуж. Ее муж обучался по целевому направлению. Скажите, насколько правомерно поступила комиссия по распределению, отправив мою дочь работать в Клецк. Ведь она имеет преимущества при распределении и ей сначала предлагали место в Минском областном роддоме.

– Распределением выпускников медицинских высших учебных заведений занимается Министерство здравоохранения. Но могу вам сказать, что если ваш зять обучался по целевому направлению, то он обязан отработать положенный срок. А поскольку семью у нас не принято разлучать при распределении, то и вашу дочь направили по месту распределения мужа.

– Я учусь в БГАТУ. В этом году заканчиваю вуз и еду работать по распределению. Скажите, пожалуйста, куда и к кому нужно обращаться в случае, если работодатель не обеспечит теми условиями для работы и проживания, которые были обещаны. Может ли тот факт, что работодатель не выполнил в полной мере свои обещания, служить поводом для открепления?
Павел Змушко, Минск

– На протяжении срока работы по распределению вы имеете право обратиться к ректору, в компетенции которого находятся вопросы перераспределения молодых специалистов. То, что работодатель не выполнил свои обещания, может служить поводом для открепления, но решить этот вопрос может ректор или министерство.

Экзамен для гимназиста

– Здравствуйте, уважаемый Александр Михайлович! Наша средняя школа в этом году получила статус гимназии. Сказали, что, если ребенок не сдаст успешно вступительные экзамены, его отправят в другую, в которую мы, конечно, идти не хотим. Она расположена дальше, через дорогу, к тому же в нашу школу ходит и младшая сестренка, да и привык ребенок к родной школе. Если бы родители знали, что придется менять школу, сразу бы отдали ребенка в другую, чтобы не подвергать такому серьезному испытанию. Скажите, почему нельзя организовать в гимназии обычный класс? Заранее спасибо.
Татьяна Борисова, г. Витебск
(вопрос с сайта)

– Прием в гимназии для получения общего базового или общего среднего образования действительно осуществляется на основании вступительных испытаний. Однако по решению местных исполнительных и распорядительных органов в гимназии могут быть созданы «обычные» классы или начальная школа.

– Здравствуйте, Александр Михайлович. Сегодня много говорится о необходимости развивать информационные технологии в нашей республике. Даже приводятся цифры, сколько стране необходимо программистов. А система среднего образования на информатику отводит 1 час в неделю (35 часов в год) в 6-11-х классах, а на программирование – 8-12 часов в каждом классе. Ученики за время «неизучения» программирования совершенно забывают основы языка, не говоря уже о методах. Почему бы не разделить информатику на два предмета: «Информационные технологии» и «Программирование».
И еще вопрос. Как выполняется программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»? У меня в гимназии компьютеры 1999 года выпуска.
Спасибо.
Павел (вопрос с сайта)

– На информатике ученики изучают основы программирования и отдельных компьютерных информационных технологий. Но для тех учащихся, которые хотят углубить свои знания в данной области, предусмотрен широкий спектр факультативных занятий. Что касается мероприятий программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы», то она выполняется в рамках выделенного финансирования. Вопросы обеспечения общеобразовательных учреждений современным компьютерным оборудованием, а также замены устаревшей компьютерной техники находятся в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.

Могут ли отчислить за тройку?

– Александр Михайлович, это звонит Галина из Минска. У меня несколько вопросов. Первый: ходят слухи, что собираются сократить срок получения высшего образования до трех лет, – правда ли это?

– Обучение в Беларуси на первой ступени высшего образования длится 4-5 лет, и мы будем придерживаться такого подхода.

– Согласно Кодексу об образовании планируется ввести возможность отчисления из школы за отрицательные оценки. Скажите, что считается отрицательной оценкой?

– При обсуждении Кодекса, который сейчас готовится к рассмотрению во втором чтении депутатами Палаты представителей, появилась мысль считать неудовлетворительными оценками, к примеру, единицу или двойку. Но мы не сторонники таких подходов в школе. Любая оценка начиная с единицы – положительная. Другое дело в вузе. Там единица, двойка или тройка считается отрицательной. Высшее образование не является обязательным, и если молодой человек не может в полной мере освоить учебную программу высшего учебного заведения, он не станет полноценным специалистом. В таком случае он может быть отчислен из вуза.

– Будут ли приниматься какие-то меры в отношении внешнего вида учеников? Я говорю не только о школьной форме, но и о прическе, макияже. Некоторых старшеклассниц сегодня сложно отличить от учителей…

– Мы должны воспитывать вкус у наших ребят с детства. Сегодня учебные заведения требуют, чтобы школьники придерживались делового стиля в одежде. Швейные предприятия предлагают широкий выбор костюмов, платьев, сарафанов. Хотя, не исключено, что если найдем красивую и удобную школьную форму, то введем ее. Прическа – это признак ухоженности, поэтому нужно объяснять детям, что аккуратно убранные волосы или стрижка – это необходимость. И косметикой не стоит злоупотреблять.

Решебник: благо или зло?

– Меня зовут Светлана.

– Слушаю вас.

– Александр Михайлович, слышала, что в Кодексе об образовании предусмотрено наказание за порчу школьного имущества. Хотелось бы узнать, что это за статья, кому конкретно будет наложено административное взыскание, кто его будет выписывать и кто будет нести ответственность, родители или ученики, ведь в нашей стране дееспособность наступает только с четырнадцати лет?

– В Кодексе мы попытались расписать не только права, но и обязанности участников образовательного процесса. Таким образом мы хотим воспитать у школьников чувство ответственности за свои действия. Первоначальным дисциплинарным взысканием, думаю, будет замечание в дневник. Если причиненный материальный ущерб велик, то родителям придется возместить затраты на ремонт или приобретение нового имущества. Хотя Кодекс всего лишь прописывает возможность дисциплинарного взыскания, не расписывая сам механизм. Проектом Кодекса Республики Беларусь об образовании предусматривается, что одним из оснований привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности является порча зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены такие меры дисциплинарного взыскания как замечание, выговор. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося. Также за вред, причиненный несовершеннолетним обучающимся, отвечают его родители, усыновители или опекуны.

– Но речь идет только, к примеру, о мебели, оборудовании? Или об учебниках тоже. Ведь, не секрет, что иногда ребенок получает учебник не в лучшем виде…

– Это тема отдельного разговора. Родители сейчас оплачивают 50 процентов от стоимости за пользование учебниками. Мы рассматривали вариант, при котором все учебники поступали бы в продажу, но большинство родителей отказалось покупать их за полную стоимость. Почему? Потому что книги выгоднее взять в библиотеке. Кстати, десять процентов от всего тиража учебников поступают в магазины. Немаловажный довод в пользу учебников «напрокат» – значительная экономия бумаги. Ежегодно 20 миллиардов рублей расходуется на издание новых учебников. И это при условии, что каждый экземпляр находится в обращении четыре года. Если выдавать всем новые книги, придется умножить эту цифру на четыре.

– Сегодня в любом книжном магазине можно купить так называемые решебники. Что думает по этому поводу Министерство образования, собирается ли каким-то образом бороться с подобной литературой? Ученик списывает оттуда домашнее задание, порой даже не вникая в условия…

– Как правило, решебники издают частные издательства, которые берут наши учебники и печатают ответы на задания. В этом нет ничего криминального. Если мы запретим издавать подобные книги, они появятся в Интернете. Но учитель должен учитывать наличие «подсказки» при работе с учениками. Он вправе давать и те задачи, ответов на которые нет в решебниках. Кроме того, решебники помогают ученику или его родителям проверить правильность выполнения домашнего задания.

По дороге в садик

– Я звоню по поводу подвоза дошкольников в детское учреждение из Витебского района, из Летцев.

– Как вас зовут?

– Ольга. Рядом с нами есть два садика. Один – в пяти километрах, другой – в пятнадцати. Помогите нам организовать подвоз наших детей в садик, расположенный в поселке Кировский. Садик очень хороший, с бассейном. Мы несколько раз обращались с такой просьбой, но нам отвечали, что подвоз детей в дошкольные учреждения не осуществляется.

– Мы стараемся подвозить всех: и школьников, и дошкольников. За последние несколько лет в рамках программы возрождения и развития села в два раза перевыполнили план по приобретению автобусов. Мы хотим, чтобы школы и сады были укрупненные, полноценные. Хотя развиваем и маленькие образовательные учреждения. Постараюсь вам помочь.

– Спасибо.

– Александр Михайлович, я мама школьницы. В связи с произошедшими недавно в Пинске событиями очень волнуюсь: у нас в школьной столовой старое оборудование…

– Волноваться не стоит. Мы контролируем ситуацию. Но, к сожалению, такие факты, как в садике в Пинске, еще имеют место. Обычно они приходятся на март и связаны с человеческим фактором – нарушением технологии приготовления пищи. У нас в детских садах работает около 8 тысяч поваров, сложно приставить контролера к каждому, но мы ужесточили требования к работникам кухонь и столовых детских садов и школ. По каждому подобному факту ведется проверка, виновные наказываются. А что касается оборудования, то его обновляем постоянно. Возможно, процесс идет не такими темпами, как нам бы хотелось, но поверьте, мы делаем все возможное.

О стаже

– Здравствуйте, Александр Михайлович. Почему выпускникам института МЧС, обучавшимся на бюджетном отделении, звание лейтенанта присваивается, а платникам – нет?

– Как вас зовут?

– Ирина Дмитриевна.

– Ирина Дмитриевна, сначала выскажу свою личную позицию. Я считаю, что кроме руководителя учреждения образования и бухгалтера никто не должен знать, за какие средства обучается студент. И платникам, и бюджетникам должны быть предоставлены одинаковые возможности для получения знаний, а в итоге они должны получить диплом единого государственного образца. Что касается присвоения звания лейтенанта выпускникам учебного заведения МЧС, то это входит в компетенцию Министерства по чрезвычайным ситуациям… Насколько мне известно, поступившие в Командно-инженерный институт на бюджет ребята становятся курсантами и им присваивается звание рядового. После окончания института им присваивается звание лейтенанта. Обучающиеся на платной основе ребята числятся студентами, а не курсантами. Однако после окончания института они имеют право на распределение. Если они распределены или после окончания института сами поступают на службу, то им с сентября такое звание присваивается.

– Я – майор милиции на пенсии. Заканчивал заочно Витебский государственный университет. С 2007 года работаю учителем физкультуры в Витебском государственном политехническом колледже. Когда работал в милиции, три года преподавал специальную подготовку – самозащиту без оружия. После этого перешел работать инспектором-методистом центра специальной подготовки Витебской областной организационной структуры БФСО «Динамо». У меня есть определенные методические разработки – учебные пособия, плакаты, фильмы и т.д. Скажите, пожалуйста, имею ли я право на признание педагогического стажа, ведь, работая в милиции, я занимался педагогической деятельностью. А то получается, что когда пришел работать в колледж, педагогического стажа у меня не было.

– Как вас зовут?

– Валерий Александрович Давыдовский.

– Валерий Александрович, в вашей ситуации нужно разбираться индивидуально, с привлечением выписки из трудовой книжки. Напишите мне письмо с изложением фактов. Мы поможем. Сейчас же могу сказать следующее.

В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 в стаж работы по специальности для повышения тарифных ставок включается время работы (службы) специалистов (военнослужащих, лиц начальствующего состава) в бюджетных организациях, на должностях, предусмотренных в перечне специалистов образования, независимо от отраслевой принадлежности бюджетной организации. Кроме того, на основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 31.10.2002 № 45 в стаж работы по специальности специалистам организаций образования засчитываются периоды фактической педагогической работы на условиях почасовой оплаты труда при условии, если объем педагогической нагрузки составил не менее 240 часов в учебном году как в одной, так и в нескольких организациях образования. При этом в стаж включаются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа независимо от объема выполненной педагогической нагрузки в месяце, на основании справки о месте работы, службы и занимаемой должности, выданной соответствующей организацией образования. Указанная работа засчитывается в стаж по специальности с момента предоставления такой справки. А вот работа в качестве инспектора-методиста центра специальной подготовки Витебской областной организационной структуры БФСО «Динамо» в стаж работы по специальности преподавателю физического воспитания колледжа не засчитывается.

Наталья УРЯДОВА, фото Антона ТУМАРА, Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter