Александр Первый и два Петра...

МНОГИЕ, кто ездил по этой железной дороге, почему-то не верят, что ей больше ста лет. Широкая насыпь прямой линией уходит в туманную даль. На ней — лишь один путь, который заканчивается за деревней Томашовка Брестского района. Далее — польская граница. Впрочем, если присмотреться внимательнее к высокому берегу водохранилища за деревней, на нем можно увидеть очертания бывшей «железки». Когда-то она и в самом деле шла в Польшу, была двухпутной и имела стратегическое значение.

Чем привлекают многочисленных туристов деревни Томашовка и Комаровка Брестского района.

МНОГИЕ, кто ездил по этой железной дороге, почему-то не верят, что ей больше ста лет. Широкая насыпь прямой линией уходит в туманную даль. На ней — лишь один путь, который заканчивается за деревней Томашовка Брестского района. Далее — польская граница. Впрочем, если присмотреться внимательнее к высокому берегу водохранилища за деревней, на нем можно увидеть очертания бывшей «железки». Когда-то она и в самом деле шла в Польшу, была двухпутной и имела стратегическое значение.

Рядом с ней, как грибы после дождя, разрастались населенные пункты. По некоторым сведениям, первый дом в Томашовке появился в 1912 году. Принадлежал он управляющему графа Томаша Замойского, проживавшему на территории нынешней Польши, и был большим и роскошным. В довоенное время в доме размещалась 19-я застава Брестского погранотряда. 22 июня 1941 года ее личный состав вступил в неравный бой с наступавшими гитлеровцами. Пограничники заняли оборону в окопах, расположенных к западу от заставы. Большинство бойцов погибло, однако здание заставы уцелело. Вражеские бомбы и снаряды миновали его. Но сегодня, спустя почти 70 лет после войны, первый дом, построенный в Томашовке, можно сказать, доживает свой век. В нем осталось несколько семей, да и те ждут отселения. А сам дом должен пойти под снос.

Местные жители вспоминают немало уникальных событий, произошедших здесь. Рассказывают, что незадолго до Первой мировой войны через эти места проезжал последний царь Российской империи Николай ІІ. Императорский поезд остановился на железнодорожной станции Влодава, в сотне метров от крайних домов деревни. Царь направлялся к местечку Королиевка (сейчас это территория Польши), где должен был пройти смотр русских войск. Старожилы Комаровки, Орхова и других деревень вспоминали, как местные крестьяне подходили к Николаю ІІ с прошением. В чем оно заключалось, вряд ли возможно узнать через сто лет, ведь свидетелей тех событий давно нет в живых. Но развитие Томашовки и окрестных деревень особенно бурно происходило с того времени, когда здесь побывал последний российский император.

Осенью 1914 года возле Томашовки произошел бой между русскими и немецкими войсками. Об этом напоминает старое кладбище на улице Советской, на котором с одной стороны похоронены русские солдаты и офицеры, с другой — немецкие. Их спокойствие охраняет лев — бетонная скульптура на высоком кирпичном постаменте, а на входе на кладбище установлены массивные ворота. Место последнего приюта воинов и сейчас привлекает внимание заезжих туристов.

С давних времен окрестности деревни славились своей неповторимой красотой. Здесь росли вековые леса — такие же, как в Беловежской пуще. В них водились дикие звери и птицы, а реки и озера кишели рыбой. «Островки» того природного богатства кое-где сохранились и до наших дней: стройные корабельные сосны, кряжистые дубы, которые едва ли обнимешь в два обхвата, густые ягодники, высокие, почти в рост человека, муравейники.

Есть и уникальные растения. В районе озера Селяхи, в двух километрах от Комаровки, в лесном массиве можно увидеть королевский папоротник — редчайшее не только в Беларуси, но и на планете растение, занесенное в Красную Книгу. Оно встречается только тут, в самой юго-западной точке нашей страны. В начале июля на королевском папоротнике среди крупных листьев можно увидеть что-то похожее на соцветие, которое, вероятнее всего, и послужило возникновению легенды о цветущей на Ивана Купалу «папараць-кветцы».

Не случайно именно в этих краях задолго до появления на карте Томашовки размещалось урочище Александровка (по-местному Александрово) — роскошный по тем временам санаторий, где поправляли здоровье офицеры царской армии. Он получил свое название в честь российского императора Александра І и стоял на высоком берегу Западного Буга. Санаторий имел прекрасный пляж, Александровка славилась чистым воздухом, так как недалеко от нее начинался сосновый бор. В начале 40-х годов прошлого века здесь дислоцировалась 20-я застава Брестского погранотряда, которая во время боев с гитлеровцами была почти полностью разрушена. В послевоенные годы развалины никто не пытался восстанавливать, и постепенно они сровнялись с землей. Сейчас от Александровки остались только едва угадывающиеся аллеи да еле приметные фундаменты. Жизнь сосредоточилась в новых местах, расположенных ближе к железной дороге, которая после войны стала однопутной и заканчивается тупиком на станции Влодава.

Но вернемся в ХІХ век, к нетронутой местной природе, вековым борам, спокойствие которых нарушило строительство железной дороги, ведущей от Бреста на Хелм. В ее прокладке участвовали местные сельчане, некоторые — со своим гужевым транспортом. Одни подвозили к насыпи песок, гравий, другие были заняты на строительных работах. Прокладка железной дороги шла в очень сложных условиях. К примеру, возле Харсов, Приборова, Комаровки и других деревень было много низинных мест и болот. Их преодолевали метр за метром, трудясь вручную до седьмого пота.

К 1890 году железная дорога уже действовала. В скором времени была создана и необходимая инфраструктура, а на станции вступил в строй шпалопропиточный завод. По тем временам Влодава была достаточно крупным железнодорожным узлом. Здесь имелась установка для разворачивания вагонов и локомотивов, сотнями тонн отгружался лес. Только на лесопилки шпалопропиточного завода его свозили со всей округи.

К началу Великой Отечественной войны через Томашовку шла мощеная дорога на Влодаву, от железнодорожной станции (получившей, кстати, название от местечка) до деревни курсировал автобус. В июне 1941 года шоссейный и железнодорожный мосты, соединяющие берега Западного Буга, гитлеровцы разбомбили. Сильно пострадало здание железнодорожного вокзала на станции Влодава. От взрыва немецкой бомбы снесло крышу. Более двадцати лет мощные кирпичные стены в метр толщиной простояли под открытым небом. В середине 60-х годов прошлого века вокзал восстановили, и сейчас он впечатляет своей монументальностью и красотой.

Бурное развитие Томашовка, Комаровка и другие окрестные деревни получили после полетов в космос первого белорусского космонавта, уроженца этих мест Петра Климука. В июле нынешнего года космонавт отметит 70-летний юбилей, и на его малой родине серьезно готовятся к этой дате. В Томашовской средней школе, где десятки лет принимает гостей музей космонавтики, многолюдно будет и на этот раз. Именно благодаря Петру Ильичу и еще одному знаменитому земляку — Герою Беларуси Петру Прокоповичу — там построен один из лучших в республике агрогородков, возведены крупные промышленные предприятия: птицефабрика «Дубравский бройлер», комбикормовый завод, цех по выпуску евроокон. В спорткомплексе «Звездный» есть два бассейна с непрерывно очищаемой водой, футбольное поле с искусственным покрытием, теннисные корты. Разнообразное меню предлагают повара в уютном ресторане «Космос», а в двухэтажной гостинице «Славянка» для гостей уже не хватает мест. Недавно по соседству с ней возвели новое, трехэтажное, здание, соединив оба строения стеклянной галереей. В гостиничном комплексе созданы все условия для активного отдыха, чем охотно пользуются и заезжие туристы, и командированные в местное ОАО «Комаровка» специалисты.

Самая юго-западная точка Беларуси сегодня — островок красоты и уюта. А о богатой истории, уникальной природе этого края и его замечательных людях можно рассказывать бесконечно.

Александр КУРЕЦ, «БН»

НА СНИМКАХ: пешеходная улица и памятник погибшим в I-й Мировой войне воинам в деревне Томашовка; железнодорожная станция Влодава.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter