В прокат выходит картина Шагал - Малевич

Александр Митта: «Я всю жизнь люблю Шагала»

Сегодня состоится мировая премьера фильма Александра Митты «Шагал — Малевич»...

Сегодня состоится мировая премьера фильма Александра Митты «Шагал — Малевич». Картину покажут в кинотеатрах России, Беларуси и других странах Европы. Но настоящая премьера ленты случилась вчера в Витебске, куда лично представить свою новую работу приехал автор сценария и режиссер Александр Митта, также исполнители главных ролей Леонид Бичевин (Марк Шагал) и Кристина Шнайдерман (Белла Розенфельд). Дело в том, что витебчане ждали этой премьеры с особым нетерпением: основная часть натурных съемок картины проходила здесь. В районе торгового центра «Беларусь» был выстроен квартал еврейской бедноты, который раньше мы имели возможность видеть только на пожелтевших фотографиях прошлого столетия. Вчера горожане впервые взглянули на тот самый довоенный Витебск на широком экране и в цифровом формате.

 


Возможно, кто–то даже узнал себя в массовке, а уж черты родного города уловил в панорамных съемках — это к большой радости: Ратуша, Успенский собор, Воскресенская церковь и, вечно вдохновляющая художников, такая спокойная и равнодушная Двина.


Автор первого в СССР фильма–катастрофы «Экипаж» (1979) Александр Митта на встрече с витебскими зрителями не скупился на благодарности городу:


— Вы нам очень помогли. На время съемок на двух центральных улицах было перекрыто движение, закрылись магазины и учреждения, но никто из горожан не возмущался и, главное, не попросил за это у нас, киношников, «откатов», которые так часто отравляют жизнь в России. Местные городские власти пошли нам навстречу, процессу создания фильма способствовали весьма и весьма, за что им большое спасибо.


Для Витебска роль новой картины Митты трудно переоценить: сегодня имя художника остается главным туристическим брэндом города, и если завтра после премьеры фильма из парижей к нам поедут поклонники авангардного искусства — примем гостей с любовью. По признанию режиссера Митты, для России имена Шагала и Малевича тоже остаются чуть ли не единственными, которыми можно «торгонуть» на международном уровне: вспомним хотя бы церемонии открытия и закрытия сочинской Олимпиады, где мотивы творчества Марка и Казимира в трансляциях были взяты за основу постановочных шоу. Александр Наумович, к слову, вынашивал идею создания этого фильма несколько десятилетий:


— Я всю жизнь люблю Шагала. И первая картина, где он у меня завуалированный был, — это «Гори, гори, моя звезда», 45 лет назад. Там Олег Ефремов сыграл такого деревенского молчаливого художника — это был как бы образ Марка Захаровича. Но тогда о нем даже говорить было нельзя, поэтому мне и в голову не приходило, что я такую картину могу снять. Но шли годы... Мы вдруг потеплели к Шагалу, появились частные инвесторы, которые выразили готовность вложить средства в мой творческий замысел. Я бросил все, мы быстро фильм сняли — и вот он перед вами.


В действительности создателя фильма всегда интересовал такой аспект в жизни Марка Захаровича:


— Шагал позвал Малевича в свою школу в Витебске, а тот — присмотрелся, выкинул Шагала из школы и превратил ее в институт супрематизма. Шагал уехал из Витебска, а потом его внучка вспоминала, что он всегда отзывался о Малевиче как о в высшей степени талантливом человеке. Такой вот характер. Малевич, как мне кажется, и не заметил того, что так, походя, отобрал у Шагала школу, ведь он был занят своими космическими идеями. Сюжет основан на истории взаимоотношений Шагала и Малевича, которая была расписана в витебских газетах того времени. Есть сборник «Культура Витебска», откуда я взял факты. Я подумал, что раз историки не придали значения тому, как Шагал потерял созданную им школу, как она отошла Малевичу, — то это сюжет для кино.


Еще и поныне современные художники, очевидно, страдающие некими комплексами, нет–нет, да и норовят ущипнуть Малевича за его авангардное колено, дескать, Казимир — шарлатан, да и Шагал — мошенник. Вот Александр Митта, по его признанию, и прервал свое десятилетнее молчание и затеял всю эту историю с фильмом, чтобы хоть на йоту развеять некое пещерное неведение земляков:


— Малевич — это революционер в искусстве, тот, кто открыл новые горизонты. Удивительно, что в России его знают очень мало, ведь Малевич, например, в мире имеет статус признанного гения, а у нас бытует мнение, что он не создал ничего, кроме «Черного квадрата». А ведь все абстрактное искусство началось именно с него.


Добавлю, что копии полотен Шагала и Малевича в натуральную величину изготовили витебские художники Александр Вышка, Александр Малей, Виктор Шилко, Алексей Кравченко и главный художник фильма Эдуард Галкин. Они использовались для съемок демонстрации в честь годовщины Октябрьской революции и других моментов. Не пропустите в вашем городе фильм — культурное событие. С сегодняшнего дня уже в прокате.


Леонид Бичевин: «Я искал вдохновения в картинах»


Главную роль в картине сыграл Леонид Бичевин («Груз 200», «Морфий»), актер театра Вахтангова, каждый спектакль которого проходит под визг и обмороки истеричных поклонниц. Стоит ожидать, что популярность Бичевина добавит впечатлительных зрительниц в кинозалы, где будут показывать в эти дни «Шагал — Малевич». По признанию Леонида, работать с Миттой было необычно и сложно:


— Александр Наумович — он и сам художник, очень образованный человек, его всегда интересно послушать, он всегда может что–то подсказать, рассказать. Работая над образом Шагала, я искал вдохновения в картинах художника и влюбился в какой–то степени в эту эпоху, во все эти витебские дела. Дико интересно, как зритель воспримет нашу работу.


Мнение эксперта


Научный консультант фильма «Шагал — Малевич», куратор его проката в Беларуси, основательница музея «Витебский центр современного искусства» Валентина Кириллова не скрывала волнения перед премьерой:


 — Каждый шаг съемочная группа делала под присмотром внучки Шагала Мерет Мейер–Грабер. Она является вице–президентом Шагаловского комитета в Париже. С ней не только утверждался список использованных в картине произведений художника, но также согласовывались и кастинг актеров, и черновой монтаж картины. Например, по просьбе Мерет из финальных титров пришлось убрать фотоизображения работ Шагала и Малевича. А вот от исполнительницы роли Беллы — Кристины Шнайдерман — внучка Марка Захаровича осталась в полном восторге. Отметила не только внешнее сходство Кристины с ее бабушкой Беллой, но и глубокое проникновение актрисы в образ музы Шагала.


Советская Белоруссия №62 (24445). Четверг, 3 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter