Роль ВНС и будущее партийной системы. Подробности обсуждения важнейших законопроектов у Президента

Александр Лукашенко: ВНС — стабилизатор нашего общества, в этом его главная роль

Для чего необходимо Всебелорусское народное собрание, какие партии должны работать на политическом поле и кто там лишний. Подробности обсуждения важнейших политических законопроектов на совещании у Президента

В стране продолжается работа над корректировкой законодательства в соответствии с обновленной Конституцией. Вчера во Дворце Независимости рассмотрели доработанный с учетом общественного обсуждения проект закона о Всебелорусском народном собрании и отдельные положения закона о политических партиях. ВНС — не новый институт для Беларуси. Но после того как ему был придан конституционный статус, существенно усилилась его роль. Александр Лукашенко охарактеризовал ее так:
— Всебелорусское народное собрание — стабилизатор общества. В этом его главная роль — стабилизировать общество на всех этапах его развития. И если возникнет необходимость, то именно на его площадке надо будет договариваться… Нам спокойной жизни не дадут. Если появятся внутренние причины к столкновению, мы что, лоб в лоб, стенка на стенку пойдем друг на друга? Этого быть не должно. А тогда какой механизм? Вот мы и предлагаем народу и государству этот механизм — Всебелорусское народное собрание.

Высшее народовластие

Вопросы корректировки правовой базы в соответствии с обновленной Конституцией уже не раз обсуждались на уровне Президента. Важнейшим документом в этом плане является законопроект о Всебелорусском народном собрании. На последней встрече по данному вопросу Глава государства поручил донести положения этого нормативного правового акта до граждан, узнать их мнение и доработать документ перед его принятием.

— Результаты проведенной работы — главное, что хотелось бы сегодня услышать, чтобы принять решение на данном уровне, — начал разговор Александр Лукашенко.

Работа действительно проделана огромная. Об активности публичной дискуссии говорит тот факт, что за десять дней поступило почти 500 откликов. Звучали разные мнения, и многие предложения, которые делают проект лучше и понятнее, учтены. При этом Александр Лукашенко заостряет внимание на принципиальном моменте:
— Прежде всего надо понимать, что Собрание — важный конституционный представительный орган, орган высшего народовластия. О том, что ВНС приобретет такой статус, говорилось еще на самом первом Собрании тем делегатам, которые принимали участие в нем. Всебелорусское народное собрание — стабилизатор общества. В этом его главная роль — стабилизировать общество на всех этапах его развития. И если возникнет необходимость, то именно на его площадке надо будет договариваться.
В обычных же условиях Собрание продолжит работать, как и сложилось, только с некоторыми дополнительными функциями. Встречаться будем чаще, минимум один раз в год. Как я уже ранее говорил по-простому, по-народному: собрались, обсудили тот или иной важнейший вопрос, приняли решение и поехали работать в трудовые коллективы, поскольку это не постоянно действующий орган. Деньги делегатам никто платить не будет.

Конструктивная дискуссия

Чуть позже председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светлана Любецкая доложит, что подавляющая часть предложений в ходе общественного обсуждения законопроекта носила конструктивный характер.

— Две трети всех предложений касались уточнения самих редакций статей законопроекта. Около 40 откликов включали положительную оценку законопроекта в целом, но без конкретных предложений. И только 18 заявителей, а это 3 процента, высказались о нецелесообразности создания ВНС. Все поступившие инициативы были тщательно и в комплексе проанализированы. Они обсуждались на экспертной площадке Совета Республики. В итоге отклонены были те предложения, которые выходят за пределы положений Конституции либо прямо ей противоречат.

И здесь Александр Лукашенко снова возвращается к стабилизирующей роли ВНС. Объясняет весьма доходчиво, раскладывая все по полочкам. Конечно, не только для тех 3 процентов, которые не видят необходимости в ВНС. Всем остальным тоже весьма полезно прислушаться к рассуждениям белорусского лидера:

— Люди должны понимать, что спокойно так не будет. Мы уже опыт имеем 2020 года. Нам спокойной жизни не дадут. Даже если мы будем этого хотеть — весь наш народ, спокойной жизни не дадут. И вообще, по-народному, ну а вдруг? Ну а вдруг случится неразбериха? 2020 год — это была попытка внешнего мятежа, внешнего воздействия на страну. Это главное. Ну и внутри нашлись несколько тысяч человек, которые поддались этому. Ну а если внутреннее противостояние? Да, оно будет подогреваться извне, но главная причина и главные действующие силы будут внутри. У нас этого не было. Но это может быть. Особенно сейчас, когда меняется поколение, когда, естественно, будет меняться власть, в том числе и Президент.  
Если появятся вот такие внутренние причины к столкновению… Мы что, лоб в лоб, стенка на стенку пойдем друг на друга? Этого быть не должно. А тогда какой механизм? Вот мы и предлагаем народу и государству этот механизм — Всебелорусское народное собрание.

Главный вопрос

Эти аргументы должны слышать и понимать все граждане нашей страны, и Александр Лукашенко, по-народному говоря, буквально требует их «вбить в голову» всем и каждому:

— Если только какой-то конфликт — партии там возбудились, ветви власти начали гнуться в разные стороны, это перешло в общество, грозит гражданской войной… Что тогда? А тогда Всебелорусское народное собрание. И люди должны понимать, что есть такой орган, который соберется и примет решение.

К счастью, наши люди не испытали гражданской войны и гражданского противостояния, продолжает Президент:

— Поэтому многие говорят: «Ну а навошта гэта, можа, i не трэба?» Дай бог, чтобы в данном случае «не трэба было». Но всякое в жизни может быть. Это ведь почти ничего не стоит государству — 1200 человек (численность ВНС. — Прим. ред.), работающих на местах, приехали, поставили точку в противостоянии.  
Поэтому люди должны понимать, что мы смотрим в будущее. Дай бог, чтобы этого противостояния не было. Но если будет, мы решим это на народном вече.
Белорусский лидер подчеркнул, что каждый гражданин страны должен воспринимать ВНС как свой представительный орган:

— И если вдруг что, там решится главный вопрос. Вот это люди должны понимать.


«Не свадебные генералы, а профессионалы, люди с опытом»

Одна из главных черт ВНС, на которую обратил внимание Президент, — разностороннее представительство. То есть туда войдут представители всех слоев белорусского общества. Уточнение крайне важное, поскольку в некоторых трудовых коллективах люди ставят вопрос, не превратится ли ВНС в очередное собрание чиновников? Как будут представлены сами трудовые коллективы?

— Представителей трудовых коллективов там будет процентов 90. Только пути движения в это собрание несколько иные, — пояснил Александр Лукашенко. — Не напрямую: собрался завод, выдвинул своего представителя, и он во Всебелорусском народном собрании. Там представлены и депутаты, и от партий, общественных организаций — а это и есть трудовые коллективы. Это учителя, рабочие, крестьяне, врачи и так далее.

Иными словами, дорога к ВНС открыта для всех. Но есть принципиальные требования к будущим делегатам, и Александр Лукашенко их озвучивает:
— Это должны быть профессионалы. Это не свадебные генералы, которые приехали, посидели, кто-то что-то понял — не понял, отсидел, уехал. Таких там быть не должно. Это должны быть люди знающие, с богатым опытом за плечами.
Им предстоит принимать решения по стратегическим направлениям, важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Такова ответственная миссия нашего Собрания. И мы все должны сделать так, чтобы делегаты, вернувшись на свои рабочие места, отчитались перед трудовыми коллективами по тем вопросам, которые рассматривались на Всебелорусском народном собрании. Мы это сделаем лучшим образом.

Президент уточнил: несмотря на то что в составе ВНС будут уважаемые люди, оно не может вмешиваться в деятельность других органов, подменять их, выполнять их функции.

— Всебелорусское народное собрание, по сути, должно сохраниться как политический институт, а не перерасти в какой-то бюрократический орган, — заявил Александр Лукашенко.


Соответствовать нашим принципам

На совещании также обсудили проект Закона «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений». Александр Лукашенко отметил, что политические партии — значимый институт для нашего общества, и напомнил, что документ уже рассматривался, но был направлен на доработку. Поэтому основная тема сейчас — главные новации в этой сфере:

— Что изменилось? Как будем ориентироваться? Тоже важный вопрос, который может вызвать в обществе не только дискуссии, но и противостояние. Я это знаю из своего опыта, да и все сидящие здесь… Все это мы проходили в нашем обществе. Поэтому все надо заранее отрегулировать в законе, довести до людей, чтобы это не возмущало членов партий и не вызывало турбулентности нашего общества.

В связи с этим очень важный момент, на который Глава государства обращает внимание:
— Документ должен соответствовать белорусским реалиям и идти от жизни. Да, мы должны видеть, что происходит на внешнем контуре, за пределами нашей страны. Но главное — наша страна, наш опыт. Мы только этому должны соответствовать — жизни нашей Беларуси, нашего общества. На политическом поле страны должны работать лишь те партии, деятельность которых соответствует основным принципам внутренней и внешней политики.

Обязанность любой партии

Белорусский лидер уточняет: если на ВНС, где также примут участие представители партий, будет выработана стратегия развития страны, политические партии должны ее придерживаться:

— Что тут непонятного и что тут неправильно? Курс есть, он выработан. Пожалуйста, давайте реализовывать. У политических партий есть достаточный люфт для того, чтобы предложить те или иные пути. И это зависит от направленности самих партий, которые могут быть представлены широким спектром — от левых до правых… В этом я ничего не вижу плохого.  
Но преданность стране, действовать от граждан, от нашего населения, от белорусов — обязанность любой партии.
Александр Лукашенко уверен, что политическая система будет развиваться, появятся новые патриотически настроенные партии:
— Одновременно произойдет очистка от «случайных попутчиков». Все изменения не будут происходить одномоментно. Потребуется время. Но начинать нужно уже сейчас.
Участники совещания оценили все доработки и степень готовности обсуждаемых документов для того, чтобы принять решение об их внесении в Палату представителей.



АКЦЕНТ

Каждый должен заниматься своим делом

После общественного обсуждения законопроекта о Всебелорусском народном собрании в целях усиления особого статуса ВНС и четкого разграничения компетенций, о чем волновались граждане, выделена отдельная статья 4, определяющая, что ВНС не вправе подменять государственные органы, выполнять их функции, а также вмешиваться в их деятельность. Вот как эту новацию прокомментировал Александр Лукашенко:

— Это очень важное положение, где ВНС не вмешивается, а занимается своими вопросами. Но тоже надо, простите за слово, «вбить» всем нам в мозги, что не надо бежать во Всебелорусское народное собрание и загружать его вопросами строительства домов, заборов, крыш, туалетов. Это не функция (ВНС. — Прим. ред.)! 
Будут прописаны исключительные вопросы, глобальные вопросы, которые должны решаться в нашей стране. А вот в эти заборы и крыши вмешиваться даже инициативно не следует. Для этого будут местные органы власти (они остаются), для этого будет Правительство, Президент будет. Они должны решать свои вопросы. Это стратегия, как будем жить дальше, как будем развиваться.

Подробности законопроекта о ВНС

Кто станет делегатом Всебелорусского народного собрания, какие вопросы будет решать народное вече и какими полномочиями будет наделено? Об этом и не только рассказала председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Светлана Любецкая.


Орган общественного согласия и исключительные полномочия

Депутат напомнила, что законопроект о ВНС прошел широкое общественное обсуждение:

— Поступала очень интересная информация. Часть предложений очевидно выходила за пределы Конституции либо прямо ей противоречила, поэтому они были отклонены. Часть предложений (и их очень много) будет реализована на уровне регламента ВНС.

По словам Светланы Любецкой, после общественного обсуждения проект закона был дополнен уточнением роли и места ВНС, а также его решений:

— Это орган, который наделен исключительными полномочиями. Решения, которые будет принимать ВНС, — это тоже решения исключительного характера. Их не должно быть много и массовых, по мелким вопросам.  

Главная задача ВНС — определять стратегические направления социального развития. При необходимости, в исключительных случаях, ВНС должно включиться как страховочный механизм, как орган общественного согласия.  

То есть если возникает какой-то спорный вопрос либо конфликт по той или иной ситуации, кто должен выслушать всех, обсудить и предложить разумное консенсусное решение? Сегодня государство предлагает такой институт в лице ВНС.

Кто станет делегатом ВНС

Отдельный блок замечаний и предложений касался порядка формирования ВНС.

— Лейтмотивом служила мысль о том, что мы хотим видеть в составе ВНС представителей различных социальных слоев и групп общества. Чтобы это были не только руководители, но и учителя, и рабочие, представители научного сообщества, разновозрастные люди. Этот подход учтен, воспринят и на уровне закона закреплен, — отметила Светлана Любецкая.

Она рассказала о прозвучавших предложениях уточнить требования к тем людям, которые могут стать делегатами ВНС: они должны соответствовать высокому статусу, быть способными принимать решения, иметь достаточно компетенций, не привлекаться к уголовной ответственности.

Принципы деятельности ВНС

Не всем гражданам было понятно, как будет инициироваться решение следующих вопросов: изменения и дополнения в Конституцию, рассмотрение вопросов о легитимности выборов, об установлении праздников и праздничных дней…

— Поэтому в соответствующих статьях было определено, что инициировать эти вопросы сможет президиум ВНС либо группа самих делегатов в количестве не менее 1/3 от полного состава Собрания. При этом для своевременной и полной, тщательной подготовки к рассмотрению Собранием таких важных вопросов, как легитимность выборов, смещение президента с должности, отмена правовых актов/решений госорганов, они будут предварительно рассматриваться на заседаниях органов ВНС. Мы предполагаем, что это будут комиссии, а сам порядок будет устанавливаться регламентом, — отметила депутат.

В статье 3 законопроекта дополнены два принципа деятельности ВНС — верховенства права и свободного обсуждения и принятия решений, на чем настаивали граждане и юристы.

Когда будет принят законопроект о ВНС

— Доработка проекта законодательного акта к настоящему времени с учетом концептуальных идей, подходов, положений проведена. Документ готов к внесению в Палату представителей и дальше будет проходить подготовку к первому и второму чтениям, — пояснила Светлана Любецкая.

Напомним, конечный срок для принятия законопроекта — март 2023 года.


«НИКАКИХ СЛОЖНОСТЕЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПАРТИИ СЕГОДНЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. ГЛАВНОЕ — ИНИЦИАТИВА»

Министр юстиции Сергей Хоменко прокомментировал детали законопроекта «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» и порассуждал, изменит ли документ политическое поле страны. Приводим самые яркие цитаты.


♦ Повторное обсуждение этого документа подчеркивает его важность для будущего страны, ведь вопросы партийного строительства тесно связаны с развитием общества.

♦ Если говорить о сужении или расширении сферы инициативы — это однозначно расширение. И возможность проявить свою жизненную позицию всем гражданам Беларуси. Тем, кто действительно переживает за будущее страны, тем, кто понимает, что от стабильности и социально-экономического развития зависит будущее наших детей.

♦ Никаких сложностей для того, чтобы создать партию, на сегодняшний день не существует. Единственными условиями, которые оговорены, являются поддержка развития конституционного строя нашего государства, недопущение финансирования со стороны иностранных источников, недопущение пропаганды терроризма, экстремизма и других противоправных проявлений.

♦ Создание партии возможно при наличии перечня документов, перечисленных в законопроекте, а также при наличии широкой организационной структуры, которая охватывает практически всю территорию страны. Главное — проявить инициативу.

♦ Есть партии, которые не выполняют даже элементарные нормы по перерегистрации, представлению документов… Полагаю, что количество политических партий будет уменьшено. Сегодня их 15.

konon@sb.by


Фото БЕЛТА


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter