Александр Лукашенко: Россиянам не надо опасаться наплыва мигрантов

Президент Беларуси заявил об отсутствии рисков от введения республикой безвизового въезда на срок до пяти суток для граждан восьмидесяти государств.


– Документ разрабатывался полтора года и был тщательно выверен всеми государственными органами, в первую очередь с точки зрения возникновения каких-либо рисков для Беларуси, наших союзников и соседей, – сказал Александр Лукашенко. – Отмена виз не означает отмены пограничного контроля. Как он был, так и есть. Тебя обязательно проверят, кто ты такой, точно так, как в России, – паспорт предъявил, компьютер отметил. Нормальный человек – проходи, пять дней живи в Беларуси. Нет – компьютер сразу укажет… Мы здесь ничего не нарушили с точки зрения нашего внутреннего законодательства. Это наше суверенное право. И мы не нарушили ничего в плане наших договоренностей с другими государствами. Все, о чем мы договаривались, мы свято соблюдаем. Хотя этот документ полтора года разрабатывался и согласовывался со всеми нашими соседями, в том числе с Россией. Вот ответ на все инсинуации.

В то же время глава Беларуси отметил, что сохраняется сложная международная обстановка, усиливается террористическая опасность, незаконная миграция, распространение наркотиков, оружия. Все это заставляет непрерывно повышать уровень защиты рубежей. Государством постоянно выделяются средства на улучшение материального обеспечения деятельности пограничников. На границе вводятся в строй новые комплексы контроля и наблюдения, ведется сотрудничество с Европейским союзом.

– Конечно, это сотрудничество желает быть более объемным. Потому что мы несем большую нагрузку по защите Европейского союза по отдельным направлениям, таким как незаконная миграция, наркоторговля, торговля людьми. Это нам обходится в хорошие деньги, – добавил Президент.

Александр Лукашенко прокомментировал и тему создания в республике центров временного содержания мигрантов. На эти цели Евросоюз выделит семь миллионов евро. Сразу пошли разговоры о том, что в стране случится наплыв беженцев, например, из Сирии. На самом деле речь идет о мигрантах, которых задерживают на территории Беларуси. Сейчас их отправляют в изоляторы вместе с преступниками. Вот и было принято решение построить отдельные центры для их содержания.

– В средствах массовой информации, я смотрю, некоторые наши особо «свядомыя» кричат о том, что мы чуть ли не превращаем Беларусь в «отстойник», – сказал Александр Лукашенко. – Хочу пре-дупредить, что никакого «отстойника» в Беларуси быть не должно. Нам чужие мигранты здесь не нужны. Если кто-то в этом заинтересован, то деньги должны выделяться не только под создание подобных пунктов и поселений для незаконных мигрантов, но и их дальнейшую экстрадицию. Поэтому пока мы далеко в этом плане не зашли, если есть какие-то опасности, мы должны немедленно приостановить подобные процессы. Если это необходимо.

Непрошеным гостям – от ворот поворот


Франц Клинцевич, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, член Совета Федерации России:

– С экономической точки зрения этот шаг оправдан. Он поможет белорусам привлечь туристов, которые пусть на пять дней, но смогут свободно приехать в республику. Поверьте, в ней есть где остановиться и что посмотреть: гостиничная инфраструктура на высоком уровне и очень много достойных объектов, представляющих интерес. А Беларусь давно ­серьезно развивает турбизнес и с этой точки зрения хочет казаться привлекательной страной.

В Союзном государстве нет внутренних границ. Значит, непрошеные гости могут прибыть и в Россию. Не исключено, что среди туристов окажутся те, кто попытается проникнуть к нам отнюдь не с благими намерениями. И если террористические проявления на территории Беларуси маловероятны, то для России угрозы вполне реальны. Такие вещи, на мой взгляд, необходимо согласовывать, чтобы выработать верные решения. Они требуют серьезных консультаций, в том числе в рамках Парламентского Собрания. Если этого не делать, наши взаимные договоренности рискуют быть разбалансированными.

Сергей ГАЙДУКЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, член Совета Республики:

– Визовые послабления для 80 стран, на которые пошла Беларусь, эксперты оценивают по-разному. Между тем визовые нововведения говорят о том, что Беларусь учитывает свои национальные интересы и не забывает о союзниках. Наши шаги по улучшению отношений с западными странами создают почву для более тесного сотрудничества Евросоюза и ЕАЭС.

Визовые барьеры мешают развитию политического диалога и бизнеса. То, что мы на пять безвизовых дней открываем страну для порядочных людей, на пользу всем.

В Союзном государстве со-здана хорошая система безопасности, и передвижения граждан и гостей по территории от Бреста до Курил контролируются компетентными структурами. Поэтому разговоры о том, что въехавшие в Беларусь без визы будут стремиться в Россию, сильно преувеличены.

Дискуссию в обществе вызвало сообщение о том, что Беларусь получит от Евросоюза 7 миллионов евро на центры для нелегальных мигрантов. Но ведь речь не просто о мигрантах и беженцах. Эти центры будут строиться на европейские деньги для незаконных мигрантов, которые пробираются в ЕС с территории Беларуси, и высланных обратно. Это строительство – одно из условий подписания между Минском и Брюсселем соглашения по реадмиссии. Построив центры, мы только улучшим общую безопасность Союзного государства.

Николай Улахович, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, депутат Палаты представителей:

– Изменение визового режима между Беларусью и другими государствами решает ряд внутриполитических задач республики. В частности, повышает авторитет белорусского государства на международной арене. Можно сказать, что политика открытости позволяет быстрее разрушать те искусственные стереотипы о Беларуси, которые созданы некоторыми европейскими политиками.

Беларусь и Россия – союзники. Поэтому, что хорошо Минску, неплохо и для Москвы. Союзное государство – самый прогрессивный интеграционный проект на постсоветском пространстве. Вопросы, которые касаются внешней политики и общей безопасности, Беларусь и Россия постоянно координируют. Последствия «безвизового» шага просчитаны не только в Минске, но и в Москве. «Безвизовые» пассажиры будут прибывать к нам только через Национальный аэропорт «Минск». Это позволит правоохранителям отслеживать въездной поток и не должно создать проблем для российской стороны.

Нужны консультации


Елена Афанасьева, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, Совета Федерации России:

– Спешить в вопросе о центрах для нелегалов нельзя ни в коем случае. Прежде, чем делать какие-то выводы, мы должны провести всесторонние консультации с белорусской стороной и выяснить спокойно и дипломатично, насколько белорусы заинтересованы в деньгах Евросоюза и конкретно в этом проекте. Только поняв позицию союзной республики, мы можем делать выводы и принимать соответствующие меры.

Беспокойство России вполне оправдано: ведь у нас открытые границы с Беларусью и появление лагерей для нелегальных мигрантов может в какой-то мере угрожать безопасности нашей страны.

Если говорить о желании Евросоюза оторвать кого-то от России, это неверно: ЕС считает, что все уже и так от нас достаточно оторваны.

Сергей Маринин, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, депутат Государственной думы России:

– Как и в любом государстве, в Беларуси есть мигранты, поэтому остро стоит вопрос места их размещения. В России уже давно есть миграционные центры, а в Беларуси до сих пор содержат в СИЗО людей, ожидающих депортации. Евросоюз выделяет деньги на эти цели. Для Беларуси это позитивный момент. Однако дело в другом: почему переговоры, о которых стало известно только сейчас, проходили закрыто? О чем еще не знает общественность? Какие дополнительные договоренности достигнуты? Пока сложно ответить полностью на эти вопросы.

Иван Николаев

Миграционный ответ


В СНГ начали подготовку кодекса для переселенцев.

Проблемы есть не только у тех, кто бежит от войны и разрухи в родной стране, но и у тех, кто отправляется на заработки к соседям. В СНГ главными работодателями для трудовых мигрантов стали Россия, Беларусь и Казахстан, едут туда из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Москва выступила с инициативой о миграционном законодательстве Содружества.

Четыре года назад в подмосковном Гольянове пришлось разбить лагерь для нелегалов, ждущих депортации.
Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru

– Идет речь о том, чтобы в СНГ появился модельный Миграционный кодекс. Первый этап его разработки начнется в 2017 году, – рассказала ответственный секретарь экспертного совета по здравоохранению Межпарламентской ассамблеи СНГ Евгения Владимирова.

Работа предстоит сложная и кропотливая, так что даже если все пойдет без осложнений, документ появится не ранее 2019-го. Один из главных вопросов, которые призван урегулировать кодекс, касается медицинского страхования трудовых мигрантов и членов их семей.

Основная проблема в том, что иностранные работники покупают самый дешевый полис, просто чтобы был необходимый документ. А если случается что-то серьезное, не могут рассчитывать на помощь.

В планах создать в каждой стране Содружества базу данных о тех, кто имеет полисы. А саму систему страхования для мигрантов сделают доступнее, введя различные категории полисов.

Артем Зубров

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter