Александр Лукашенко: «Мы спокойно вырулим на ту высоту, на которой должны находиться»

Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня дал пресс-конференцию представителям республиканских и региональных СМИ – как государственных, так и частных. Что будет с курсом валют и льготными кредитами? Как будут расти зарплаты и стипендии? Сократят ли число мест в вузах?

Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня дал пресс-конференцию представителям республиканских и региональных СМИ – как государственных, так и частных. Что будет с курсом валют и льготными кредитами? Как будут расти зарплаты и стипендии? Сократят ли число мест в вузах? На эти и другие вопросы Александр Лукашенко ответил во время беседы с журналистами, которая длилась больше пяти часов. «Знаменка» публикует некоторые из наиболее важных моментов пресс-конференции.

 


Будем идти своим путем

 

– Социально-экономической модели развития белорусского государства быть! Мы от нее ни на йоту, ни на шаг не отступим. Мы шли своим путем. И мы будем им идти.

Я еще раз хочу повторить и попросить вас и всех белорусов. Всех, кому сегодня нравится ситуация, ненравится и кто пытается воспользоваться этой ситуацией. Нам надо работать на свою страну, на свой народ. Если мы этого не будем делать, если мы будем сами себе подбрасывать гадости – мы потеряем страну. Сегодня уже по периметру стоят и щелкают зубами – быстрей бы мы упали. Еще раз подчеркиваю, этого не будет.

 

«Задешево никто не продаст»

 

– Нам говорят, реформы – это приватизация, продать предприятия. Я не против, но если бы это была ваша собственность или вы были на моем месте, вы бы прежде всего подумали о том, что – да, продать можно, но подороже. Так же? Задешево никто не продаст, тем более это не мое. Не дай бог, я бы продал хоть одно предприятие не так, как надо, меня бы с землей сровняли и сказали, что я коррупционер, себе в карман положил деньги. Хотя и так уже говорят, но никто в моем кармане чужих денег не нашел.
5 тысяч рублей за доллар – курс завышенный

 

Александр Лукашенко. фото

– Я долго молчал, но потом сделал вывод: 5 тысяч за доллар – это даже завышенный курс для нашей страны. Завышенный. Пока есть отложенные ожидания, пока еще кое-кто хочет купить автомобиль до 1 июля, и побыстрее, и так далее. Спрос на валюту сохраняется ажиотажный. Вы хотите, чтобы я его удовлетворил? Чтобы кто-то автомобиль купил, шмотки какие-то, еще что-то? Можно. Но одномоментно надо миллиард, а может быть и 2 миллиарда долларов из золотовалютных резервов вбросить сегодня на рынок. Вы готовы? Я нет. Потому что эту валюту получат те, которые могут или подождать, или вообще они не должны ее получать. Приносишь в страну валюту – трать. Не приносишь в страну валюту – не надейся, что ты ее получишь. А отдать «челночникам» или прочим спекулянтам, которые завтра купят шмотки и привезут к нам в страну... Они тоже, наверное, нужны, коль люди их покупают. Но в этой ситуации надо привыкать к своему. Из кризиса мы должны выйти с меньшим импортом.

 

Об импорте

 

– Сегодня люди переживают, что цены высокие, а некоторые – что импорта не хватает. Но купить в магазине и поесть – есть что?.. Денег не хватает? Несколько месяцев – и мы выйдем из этой ситуации. Главное, что мы можем произвести свое! И если вообще будет катастрофа, закроем границы и будем покупать только то, что нам надо по импорту. Но всегда одеться и поесть у нас есть и будет. Конечно, не дай бог, чтобы нам пришлось перекрывать границы, как это мы сегодня делаем по отдельным товарам.

 

О доходах населения

 

– Пенсии один раз повысили. Мной было принято решение: в августе еще раз повысим пенсии, в сентябре – ноябре еще раз поднимем. Мы выведем пенсионеров, студентов, государственный сектор примерно на тот же уровень, что был до этого ажиотажа. Поэтому впрок ничего не закупайте. Что касается предприятий, то я даже здесь их сдерживаю: как рост цен не должен быть резким, так и зарплаты. Если мы сейчас начнем бешеными темпами повышать зарплату, ждите новой волны инфляции, то есть сразу же поднимутся цены. Поэтому это делать надо постепенно, что мы и делаем в государственном секторе. И частный сектор на это ориентируем. Мы спокойно в течение нескольких месяцев при отсутствии этого ажиотажа и гвалта вырулим на ту высоту, на которой мы должны находиться. Чтобы спокойно строить свою жизнь.

 

Как будут расти зарплаты?

 

– Зарплаты и стипендии изменятся в зависимости от того, сколько мы будем иметь денег в бюджете. Мы приостановим многое для того, чтобы поправить материальное положение людей. Но есть вещи, которые приостановить нельзя. И в угоду потреблению и благосостоянию я это не сделаю, как бы это ни было непопулярно. К примеру, нам надо в этом и в следующем году закончить модернизацию здравоохранения. Людей лечить надо? Надо. Или образование. Кормить детей в детских садах, школах надо? Надо. Дети – это святое. Я это не остановлю, и сокращать расходы в этом плане не будем. В зависимости от того, какой будет бюджет, мы будем поддерживать население.

Сегодня, кстати, бюджет в стране формируется с профицитом. То есть мы получаем средств больше, чем запланировали. Это деньги заработанные, это не эмиссионные деньги. Мы их направим людям. Конечно, в бюджетные сферы и под это, так уж принято, коммерческие, производственные предприятия подстраиваются. Но они еще в большей степени идут на повышение заработной платы. Скажу честно, я даже некоторые предприятия где-то чуть-чуть притормаживаю, чтобы опять не свалиться в пике с этой инфляцией. Вот так мы будем идти. Будет в бюджете – отдадим людям.

 

О ценах

 

– Понижать цены? Мы это сделали по многим позициям. Я приказал аккуратненько сесть и подсчитать, торговую наценку уменьшить. И на какие-то группы товаров цена действительно понизилась. Но это не тот путь. Мы открытая экономика. Мы, если еще понизим цену, еще больше будем кормить наших соседей: как минимум соседей, а оказалось, уже и евросоюзовцев. Я не сторонник понижения цен в этой ситуации. Мы пошли другим путем. Мы сейчас выводим доходы населения на более высокий уровень. Расчеты есть, международная методика, для того чтобы люди могли к этим ценам приспособившись жить. Это правильный путь. Но нельзя дергать людей постоянно и бить их по голове. Нельзя резко поднимать цены. Нельзя идти на поводу у переработчиков, производителей, оптовиков и торгашей. Но цены сами по себе не страшны. Страшно, когда у людей не хватает денег по этим ценам купить товар. Вот в чем проблема. Поэтому здесь должно быть все синхронно.

 

О стоимости бензина

 

– Что касается бензина, я не хочу, чтобы вы из меня делали в связи с этим какого-то героя. Это плохо, что мы откручиваем цены. Хорошо, что мы еще это можем делать, можем благодаря тому, что мы и там создали управляемую систему. Да, сегодня более разумная цена. Оптимально? Какое ж это оптимальное, если у нас цена 70 центов, а в Украине 2 доллара? И массово идет вывоз топлива за пределы. Так же, как и по другим товарам. У нас на молочные и мясные продукты – в 2,5-3 раза ниже цена, чем в России. Разные методы мы используем, чтобы сразу не выравнивать эти цены. А может быть, и не надо будет этого, когда мы придем к определенному, устойчивому курсу рубля.

Меня в ситуации с топливом волновало не столько – как вот здесь говорили – «стоп-бензин». А то, что бензин, солярка – это продукты питания, одежда – это всe. Потому что это надо перевезти, это надо произвести, без этого не обойтись. И я видел, что будет завтра с продуктами питания. Что мы не удержим тогда эти цены. Поэтому я принял это решение. Это не какой-то героизм: вот я умный, и я это только увидел. Это и другие видели. Может, не так остро это воспринимали, как я. Но я Президент страны. Я должен обостренно это чувствовать. Поэтому я принял такое решение.

 

О банковских вкладах

 

– Нет никакой необходимости белорусские деньги снимать. Будете бегать по банкам снимать деньги, значит, не надейтесь на то, что я вот так массированно, как сегодня рассказывал, буду увеличивать пособия и зарплаты.

В любом государстве деньги населения в банках – это большой ресурс. Если вы их оттуда изымете, вы породите новый кризис. Я говорю вам открыто. Хотите нового кризиса, банковского? Бегите, снимайте… Не делайте этого. В банке деньги индексируются, если надо. По крайней мере, под подушкой вы никак не проиндексируете, даже процента не получите. Тем более я вам еще раз говорю, что максимум в июле – августе мы практически ответим на все ваши вопросы, когда будем иметь соответствующую информацию.

 

О лекарствах и здравоохранении

 

– Здравоохранение – это большой приоритет. Здоровье людей – это главное. Мы всe сейчас делаем и будем делать, чтобы сохранить цену на отечественные лекарства. И тут не будет никакой вспышки, цена сохранится. Что касается импортных… Наверное, какое-то подорожание, скорее всего, будет у поставщиков в аптеках – не в учреждениях здравоохранения, а в аптеках. Видимо, там какой-то процент импортных товаров и будет дорожать, если уж откровенно говорить. Это не значит, что завтра надо бежать и опять лекарства скупать. Видите, насколько это деликатная тема, но от нее никуда не уйдешь...
Но в учреждениях здравоохранения, в больницах, где мы лечим практически всех бесплатно, мы процесс контролируем. Нельзя людей тут еще наклонить.

 

О поддержке семей

 

– В силу сложившейся ситуации молодые семьи, которые не имели еще жилья, которые по 10 лет в общежитии где-то живут, – будут иметь приоритет в получении жилья. Все остальные – в хвосте. Особенно те, которые уже по одному, два, а то и три раза получали по очереди жилье, притом на льготных началах. И со следующего года будет бесплатное жилье, если трое и более детей, – принимается сейчас законодательный акт, чтобы со следующего года у нас вступил в силу такой закон…

Некоторые обижаются, как тяжело сейчас прокормить одного ребенка или двоих. Ну, слушайте, конечно, тяжело. Но я же обещал, что третий – это мой ребенок, а двое – ваши. Вот если вы родите третьего – ко мне с претензиями. Я буду поддерживать, я буду кормить, я уже об этом говорил. Ну двоим будем как-то помогать по жилью: если у вас нет квартиры и вы никогда не получали жилье, вы эту помощь получите после многодетных семей сразу.

 

Как одеть детей в школу?

 

– Скоро детки в школу пойдут. Как их одеть? – это проблема, которую надо решать. Родители не должны пострадать (от роста цен. – Прим. ред.), собирая детей в школу. У нас люди разные: одни могут купить и подороже одежду, но другие – нет. Дети что, в рваных штанах придут? Вот этого быть не должно. Даже если где-то надо предприятие наше отечественное поддержать – мы его лучше поддержим, но чтобы приемлемая цена была на одежду.

 

О планшетах и книгах

 

– Я сказал: детей, как кормили – кормить. Всех детей одеть. Книжки дадим. Может быть, айподы всем не дадим: для начала только кому-то, в виде эксперимента. Я в этом отношении жесткий консерватор: любил и люблю книгу. Мне страшно представить, что скоро из-за всех этих технологий мы не возьмем в руки книгу. А к этому все идет. Я боюсь этого, потому что для меня книга – это святое. Поэтому я не сторонник того, чтобы везде бежать вперед, везде торопиться.

 

Сократят ли число мест в вузах?

 

– Я пожалел людей, когда мне рекомендовали сократить число мест в вузах. Я сказал: «Нет, сокращения в вузах не будет». Нельзя в человеке убивать желание иметь высшее образование. Пусть он его получает. Но выпускник должен понимать, что ему, возможно, придется работать не только начальником сразу, но, может быть, начиная от станка. Потому что сегодня без высшего образования не за каждый станок станешь, для работы за станком с числовым управлением нужны очень квалифицированные кадры. Поэтому я счастлив, что тогда не согласился сократить количество студентов в вузах. Мы теперь в полтора раза их увеличили, а с платным обучением – в два раза. И теперь мы не собираемся сокращать количество студентов. Потому что сейчас технологические процессы на производстве таковы, что нужны очень подготовленные и грамотные специалисты. Без высшего образования порой не обойтись.

 

О престиже рабочих профессий

 

– Что касается престижа рабочих специальностей, то сегодня на рабочие специальности уже претендуют и считают за счастье работать люди с высшим образованием. Слесари, сантехники или же сварщики и прочие. Главное, конечно, престижность и заработная плата. Будут платить нормально, и никакого дефицита в рабочих специальностях у нас не будет. Сегодня в наших 242 училищах и техникумах мы можем подготовить за год 90 тысяч специалистов рабочих профессий.

 

О реформах в образовании

 

– Что касается образования вообще, то я уже говорил, что реформы там все закончились. Точка. Вот как есть сейчас, преобразовали это образование, так оно и будет. Сейчас надо совершенствовать только материальную базу. Но, наверное, где-то географическую карту не купим новую, перебьемся со старой картой в этом году. Это я к примеру беру. Наверное, чуть-чуть где-то коснется (сложившаяся экономическая ситуация. – Прим. ред.) и ремонта, и оборудования. Надо поджаться, где-то сэкономить. Но спрос за подготовку к учебному году не снизится.

 

Чем нам выгоден Таможенный союз?

 

– Я приведу вам пример, чтобы вы понимали выгоду. Украина сейчас спорит с Россией, и мы тоже – по цене на газ. В Украине он достигнет, наверное, к концу года 400 долларов. У нас 270. Почему? Таможенная пошлина. У них же еще и таможенная пошлина на газ. Но, если бы были они в Таможенном союзе с нами, у них была бы примерно такая же цена, как у нас…

А пока вреда Таможенный союз нам не принес. Более того, Россия сняла все ограничительные барьеры, которые были введены во время кризиса. К примеру, нас не допускали в России к их госзакупкам, мы конкурировать даже не могли. Сейчас свободно, с 1 января, мы будем иметь этот доступ. Это большое дело.

 

Об автомобильных пошлинах

 

– Тема автомобилей тоже меня волнует. Некоторые говорят: «Богатые заплатят», – и так далее. Я не придерживаюсь такой точки зрения. Автомобиль – это важно. И вот эти пошлины на автомобиль, конечно, – это плата за Таможенный союз, потому что мы там получили выгоды. Но мы найдем выход из этой ситуации, и наши люди ущербными в плане приобретения автомобилей не будут. Мы проработаем с Россией разные варианты, и я в ближайшее время займусь этими вопросами. Вплоть до строительства у нас автомобильного завода.

Богатые все равно купят автомобиль и с этими пошлинами, а для людей среднего достатка и более бедных мы подумаем о том, как выйти из этой ситуации. Выход найдем. Гарантирую.

 

Об отношениях с Литвой, Польшей и ЕС

 

– Вы знаете, у нас хорошие, нормальные, человеческие отношения, особенно с литовцами. Но вы понимаете, что они в Евросоюзе и решения многие принимаются не у них, а в Брюсселе. Они связаны общепринятой позицией, вырабатываемой для всех. Поэтому хочешь не хочешь, а приходится им поступать таким образом (выступать с критикой Беларуси. – Прим. ред.).

В Польше – ситуация особая. Скажу откровенно, Польша претендует на то, чтобы быть центром всей Европы… Но тем не менее в последнее время есть много таких аккуратных импульсов – не через средства массовой информации – по нормализации наших отношений… Мы не против, если поляки говорят: «Мы поможем белорусам, чтобы в Евросоюзе было нормально». Я говорю: «А мы не против. Пожалуйста, поможете – спасибо. Но только не ставьте перед нами унизительные условия»

 

«Давайте будем оптимистами»

 

– Уважаемые друзья, вы не переживайте. Все у нас будет хорошо. Я уже не хочу призывать людей ни к чему, успокаивать их, потому что ситуация сама успокаивается. Думаю, что и люди успокоятся. Мы обязательно в ближайшее время сделаем так, что народ скажет, что мы в беде его не бросили. Мы уже начали делать. Но с июля – августа мы сделаем еще больше. А к концу года, я думаю, в том плане, как эта проблема сегодня существует (ситуация в экономике. – Прим. ред.), мы из нее выйдем. Давайте будем оптимистами. У нас нет другой земли, к сожалению или к радости. Давайте будем беречь свою землю, потому что не только нам, но и нашим детям желательно бы жить на этой земле. Чтобы у них под ногами был свой кусок земли. Чтобы они никогда, как было в нашей истории, никому не кланялись и ни перед кем не преклоняли колено.
 

 

Глас народа

 

А чем вам запомнилось выступление Президента?


Николай Селезнев, электрослесарь, г. Солигорск:

 

– То, что льготный кредит на жилье теперь смогут получить очень немногие, – хорошая новость. Давно пора было урезать очередь нуждающихся. Тогда, глядишь, и жилье стало бы доступнее. А то получается, одни строят и получают квартиру под мизерный процент и по льготной цене, а другие все это компенсируют, когда сами зарабатывают на крышу над головой. Причем разница в жилищных условиях первых и вторых может быть всего в один лишний квадратный метр. А кто похитрее, так умудрялись по нескольку раз получать льготное жилье. Да, есть малоимущие многодетные семьи. Для них надо предусмотреть какие-то льготы, но остальным нечего надеяться на халяву за счет других.

 


Сергей Дубницкий, автолюбитель, Минск:

 

– Президент заявил, что считает возможным повышение цен на бензин марок АИ-95 и АИ-98. Я думаю, что это правильно, ведь если человек покупает автомобиль BMW X5, то, понятное дело, у него достаточно средств, чтобы обслуживать его. А основная часть белорусов будет заправляться бензином АИ-92 по цене, не превышающей 4500 белорусских рублей.

 

Владимир Куделка, директор Витебского автовокзала:

 

– Безусловно, меня не могло не порадовать сообщение, что в стране, пускай и временно, будет приостановлен рост цен на топливо. Для нашего автовокзала это возможность спокойно планировать свою работу, ведь для автотранспортных предприятий горючее – основная статья расходов, и его подорожание в мае – июне поставило многих перевозчиков в весьма затруднительное положение. И если на междугородных рейсах мы еще можем поднять стоимость билетов, чтобы компенсировать рост цен, то на городских и пригородных маршрутах такой возможности нет.

 

Ирэна Мельник, мать двоих детей, Гродно:

 

– Лично меня больше всего обнадежило сообщение, что в этом году школьная форма и ученические принадлежности если и подорожают, то несущественно. Для меня, матери-одиночки, это особенно актуально, ведь даже в прошлом году, еще до кризиса, покупка школьной экипировки влетела мне в копеечку. К примеру, чтобы собрать сына в первый класс, я отдала 140 тысяч рублей за костюм и почти 100 тысяч за портфель и бесчисленные ручки, тетрадки и краски.


Клавдия Гуринович, пенсионерка, Слуцк:

 

– Я внимательно слушала выступление Президента, не отходила от радио все пять часов. Больше всего меня порадовала новость о повышении пенсий – их пересчитают в конце лета, а затем еще раз, осенью. Я живу одна, так что, кроме как на государство, мне рассчитывать не на кого.

 

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter