Александр Ефремов: «О войне мне рассказывал отец, который всю жизнь носил в себе осколок от снаряда»

В канун Рождества к многочисленным наградам режиссера Александра Ефремова прибавилась еще одна – лауреат специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства 2010 года. Ее Александр Васильевич удостоен за создание многосерийных телевизионных фильмов «Снайпер.

В канун Рождества к многочисленным наградам режиссера Александра Ефремова прибавилась еще одна – лауреат специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства 2010 года. Ее Александр Васильевич удостоен за создание многосерийных телевизионных фильмов «Снайпер. Оружие возмездия» и «Покушение».

 

Патриотическое кино с коммерческим расчетом


Александр Ефремов. фото– Александр Васильевич, примите поздравления от нашей газеты. Вам частенько приходилось подниматься на сцену и получать награды и призы за свои творческие работы. Какие чувства испытывали на этот раз?


– В последнее время в СМИ я слышал много критики в адрес кинематографистов. Не всегда оправданной. Когда узнал о том, что два моих фильма оценены так высоко, подумал: «Значит, не все так плохо, как меня пытаются убедить». Эту премию я получаю уже во второй раз, и мне радостно и приятно, что вознагражден за труд, который мне очень дорог.


– Вам удается в своих работах соединить две, на первый взгляд, совершенно противоположные вещи – патриотическое воспитание и коммерческий успех. Поделитесь рецептом.


– Я стараюсь влюбиться в сценарий, в героев картины, в исполнителей ролей. Добиваюсь того, чтобы чувства героев, их поступки были убедительны. В этом мне помогает вся творческая группа. Оператор Александр Рудь работал со мной уже на шести картинах. Главные роли в обоих фильмах играет российский актер Дмитрий Певцов. С Димой мы очень трудно сходились, но сейчас с огромной радостью встречаемся и мечтаем о новом совместном проекте. Дима – эталон профессионального отношения к работе. Многие российские звезды приезжают в Минск и начинают капризничать, требуя то номер шикарный в гостинице, то лимузин белого цвета. При этом наличие таланта у них можно поставить под очень большое сомнение. У Певцова все по-другому. Он требователен только в том, что может повлиять на съемочный процесс. С каждой новой картиной я открываю для себя новые имена белорусских артистов. На площадке актеры учатся друг у друга, им комфортно вместе, и меня это очень радует: значит, движемся в верном направлении…

 

Ревизия жанра, но не сознания


– Есть, наверное, все же и профессиональные секреты…


– Я бы назвал это ревизией жанра. Зрителю нужны не только военные драмы, но и экшн, фэнтези, приключения. Необходима ревизия и в драматургии, которая позволяет сделать материал более привлекательным, понятным и правдивым. Только так мы сможем рассказать молодому поколению, что Великую Отечественную войну выиграли их деды и прадеды, а не американцы, французы или англичане, и уберечь нашу молодежь от ревизии в сознании, которую так стремятся навязать западные идеологи.


– Почему вы, автор очень трогательных фильмов о любви, решили снимать войну?


Александр Ефремов. фото– Все мои фильмы без исключения – о любви. Что касается тематики, о войне мне рассказывал отец, который, приписав себе год, отправился семнадцатилетним пареньком на фронт. Освобождал Беларусь, дважды горел в танке, а после 45-го еще долго не снимал свой офицерский китель и хромовые сапоги. До самой смерти, а ушел он из жизни в апреле прошлого года, носил в себе осколок от снаряда. Мои работы – дань уважения целому поколению, выстоявшему в той страшной войне.

 

«Разве такое пишут на вступительных во ВГИК?»


– Мечтали стать режиссером с детства?


– В детстве я мечтал стать космонавтом – Юрий Гагарин тогда как раз совершил свой полет в космос. Но подкачало зрение, в общем, карьера летчика не сложилась. После десятого класса поступил в Горьковское театральное училище на актерский факультет. Через год понял, что актер – не мужская профессия, ушел в армию и отслужил два года в ракетных войсках. А затем отвез документы во ВГИК.


– Конкурс был большой?


– Около 200 человек на место. На первом туре я получил три балла, потому что в комиссии мастера не было, сидели подмастерья и выпускники старшего курса, которые упражнялись в остроумии, демонстрировали, насколько они образованны, умны и эрудированы. Меня спросили о колористическом решении «Артаксеркса, Амана и Эсфири» Рембрандта, о «Любви к трем апельсинам» Прокофьева, об экономическом положении Мозамбика, о всех портретах Пушкина в русской живописи… Во втором туре нас собрали в большом зале, раздали номера и сказали: «Пишите сценарий». Мне захотелось поведать о службе в армии. После экзамена я рассказал Саше Панкратову-Черному, который поступал в шестой раз, о чем написал. Он сказал: «Дурак! Разве такое пишут на вступительных экзаменах во ВГИК?» За результатами пришел безо всякой надежды. На кафедре сидела девушка по имени Лена, которая устроилась работать сюда, чтобы выйти замуж если не за артиста, то хотя бы за режиссера. Многозначительно посмотрев на меня, она произнесла: «Ефремов? Ну, ты и дал!» Оказалось, что всего на экзамене было две пятерки. Одна из них – моя.


– Пользовались ли во время учебы шпаргалками?


– Нет. У нас это было не принято. Как можно не готовиться к экзаменам или прогуливать пары, если современную литературу читает Григорьев, который был первым деканом у Брюсова в Литературном институте? Лекции Аносовой по Шекспиру я храню до сих пор. В коридорах ВГИКа можно было встретить Бондарчука, Герасимова, Бабочкина, Скобцеву, Макарову, Ромма. Одни имена чего стоят. Хотя разное бывало. С изобразительным искусством нас знакомил Третьяков – потомок основателя Третьяковской галереи. Когда он показывал нам репродукции через проектор, выключал свет. Первая пара. Некоторые ребята начинали дремать. Интеллигентный, очень тактичный преподаватель, прежде чем затем включить свет, заранее громко предупреждал об этом: «Сейчас я включу свет!», «Я уже иду к выключателю». Те, кто бодрствовал, старался растолкать спящих.


Тарелки театрально не бьем


– Ваша жена – известная актриса Валерия Арланова. Как уживаются в одной квартире две творческие личности? Посуду театрально при ссоре не бьете?


– Мы ссоримся только тогда, когда я по неосмотрительности ее обижаю. Достаточно порой одного слова. Но я стараюсь сразу помириться. Тарелки при этом не бьем и не кричим друг на друга.


– А кто занимается интерьером в вашей квартире?


– Последние десять лет мы жили в общежитии киностудии «Беларусьфильм». И только месяц назад купили квартиру. Об интерьере приходится только мечтать. Пока же в виду отсутствия мебели спим на полу.


– Как вы проводите свободное время?


– Если получается, еду на дачу к своему приятелю, собираю грибы, вяжу веники для бани. Это мне доставляет огромное удовольствие. Люблю поплавать. Что касается отпуска, то его как такового не было уже лет шесть. Если появляется несколько свободных дней в августе-сентябре, то провожу их на фестивалях в Ялте, Анапе, Бердянске…


Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter