Александр Анисимов подготовил для слушателей вечер «варварской» музыки в Белгосфилармонии

24 февраля в Белгосфилармонии продолжится цикл концертов "Классика для всех". О том, какая программа ждет слушателей, рассказал народный артист Беларуси, главный дирижер и художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра Беларуси Александр Анисимов. 


-- Сначала возникло предложение нашего известного солиста и профессора Академии музыки Владимира Дулова исполнить концерт Брамса № 1 Ре минор для фортепиано с оркестром. Поскольку оно нечасто исполняется, мне это сразу стало интересно. Кроме того, я уже сотрудничал с этим пианистом. Мне близок его взгляд на музыку, на фортепианное искусство. Он сам очень интересная творческая персона. Дальше я стал думать, чем бы этот концерт дополнить. Возникла идея такого австро-венгерско-румынского вечера. Это удивительный регион, где до сих пор чтут обычаи и фольклор, где переплетены традиции и современность. Я работал в Австрии, в городе Клагенфурте, и в свободное от работы время мне доводилось бывать на местных праздниках. Это так красиво, когда люди до сих пор берегут свои национальные костюмы и надевают их на праздники! Поэтому после Брамса я решил взять в программу одного из самых любимых моих композиторов еще со студенческих времен -- Белу Бартока. Когда-то музыка Бартока и Золтана Кодая была практически неизвестна в СССР, даже в Москве и Ленинграде, где я тогда учился. Я с упоением открывал эти имена. В нашем концерте прозвучит сюита Бартока «Чудесный Мандарин». Мандарин надо писать именно с большой буквы, так в Европе называли в свое время китайских чиновников. Изначально это был балет, и он пользовался большим успехом в Европе. В Большом театре России тоже шел, правда, под другим названием. Давно, лет 15 назад, я уже исполнял его в нашей филармонии… Невероятно эмоциональная музыка, с налетом притягательного варварства, в котором заложена кипучая энергия. Не зря у Бартока есть произведение, которое так и называется «Варварское аллегро». Не очень простая музыка и для исполнения, и для восприятия. Но я сторонник того, что слушатель, приходя на концерты классической музыки, должен быть открыт для таких сочинений. Мне хочется на этот раз похулиганить, взять публику на живца: пойдет или нет? Завершит программу Румынская рапсодия № 1 Ля мажор Джордже Энеску. К сожалению, оно также нечасто звучит в наших стенах, а между тем в Румынии Энеску – признанный классик, национальный герой, настоящий светоч музыки, румынский Чайковский. Композитор, дирижер, замечательный скрипач. Фигура уникальная и для Румынии, и для всей Европы. 

PHILARMONIC.BY

По словам Александра Анисимова, им задумана музыкальная своеобразная дилогия. Концерт 24 февраля найдет свое концептуальное продолжение в концерте, запланированном на 11 марта в Большом зале Белгосфилармонии:

-- Эти две концертные программы, с одной стороны, объединяет идея контраста, желание сыграть не очень известные произведения известных композиторов, а с другой – невероятная кипучая энергия. 11 марта в исполнении нашего оркестра прозвучит Симфония № 2 Ре мажор Людвига ван Бетховена, а также Сюита из балета «Жар-птица» и Концерт Ре мажор для скрипки с оркестром Игоря Стравинского. Это произведение предложила исполнить наш второй концертмейстер Марина Новак. Видите, как и в случае с Владимиром Дуловым, инициатива исходила от артиста. Интересно, что все три номера написаны в мажоре. Мы умудрились сыграть все симфонии Бетховена в Минске, кроме второй. А музыку великого комбинатора стилей и мистификатора Игоря Стравинского можно разгадывать бесконечно. На мой взгляд, его творческий пик -- это совместная работа с Сергеем Дягилевым, когда русское искусство -- музыка, живопись, балет --вдруг заявили о себе в мировой Мекке – Париже, когда были созданы «Петрушка», «Жар-птица», «Весна Священная». Я думаю, именно в этих произведениях Стравинский максимально открыт и по-человечески приблизился к самому себе. Потом он уже испугался этой открытости, ушел в музыкальный конструктивизм. Тем не менее его конструкции будоражат нас и сегодня.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter