Альбом и повод

Tori Amos Midwinter graces (12 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

Tori Amos Midwinter graces (12 треков)


Альбом этот, последний по времени, не самый этапный и значительный в творчестве певицы. Впрочем, многим бы из нас иметь такие незначительные проекты...


Общая тональность диска вполне спокойная. Все–таки это уже одиннадцатый трек в карьере. Тори возвращается к журчащему звучанию фортепиано под прозрачно-убаюкивающие струнные. И даже выдержанная в «шагающей» динамике Emmanuelle не кажется здесь медленным треком... Для порядка хотелось бы отметить еще энергичные Star of Wonder («Чудесная звезда») и Harps of Gold («Золотые арфы»), проникновенную Silent Night with You («Тихая ночь с тобой») и ностальгическую Pink and Glitter («Блеск»)...


Вообще, новый диск представляет собой, скорее, повод для того, чтобы поговорить и по возможности разобраться в некоторых важных вещах. Например, попытаться ответить на вопрос, как на свет появляются такие одновременно успешные и самостоятельные музыканты.


«Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь» — так несколько нравоучительно замечал Борис Пастернак. Подхватив эту мысль, Тори Амос после распада своей первой группы произнесла: «Я стремилась в то время к признанию вместо того, чтобы создавать музыку, в которую верила. Когда мы провалились, только тогда я поняла, что вся затея была построена на песке... Если стремиться только к славе, можно потерять чутье, потерять причину, провоцирующую тебя на создание музыки. Слава должна сопутствовать творчеству, а не быть ее стержнем...» Добавить к этому, пожалуй, нечего.


Помимо разговора о Тори Амос, мне бы хотелось коснуться некоторых специфичных моментов для творчества «у них», понять, в чем состоит механизм популярности артиста. Обычно для западных музыкантов характерна немыслимая для наших авторов тематическая раскованность, большая степень откровенности. В силу прошедшей революции «детей цветов» они, как правило, поют о том, о чем мы красноречиво молчим... Уже первый альбом Тори представлял собой гремучую смесь религиозных мотивов и пробуждающейся сексуальности. То есть самых важных для нее тогда тем. Залогом относительно быстрого успеха и было то, что певица не изображала, а переживала, о чем пела.


В силу этой откровенности (а, возможно, и для того, чтобы вызвать сочувствие публики) многие «там» (например, Марлон Брандо или Джек Николсон) считают своим долгом заявить, что они родились в семье хронических алкоголиков. Другие публично сообщают, что их изнасиловали в юности. Это было озвучено и нашей героиней...


Следующий момент, который со всей очевидностью бросается в глаза, это как скоро гадкий утенок–недоучка, едва научившийся подбирать мелодии на гитаре или фортепиано и не имеющий никакого формального образования (образование певицы «по документам» закончилось в 11 лет), превращается в прекрасного лебедя, который не играет разве что этюды Шопена. И тут же непонятно, откуда у нее появляется глубокое понимание композиторской формы. Одновременно с этим Амос одной из первых дерзко использует фортепиано как рок–инструмент...


Безусловно, певица знает и любит классику. Но в то же время она наблюдала и перенимала манеру любимых исполнителей, играя не то, что надо, а то, что нравится, что производило на нее впечатление. И этот элемент высокого дилетантизма рождал нечто небывалое, намного более важное, чем доскональное знание формальной базы и терминологии.


Из этого все и сложилось. Тори Амос прошла по очень тонкому льду. Став чрезвычайно популярной и в то же время в полной мере выражая себя в творчестве. Думаю, это и есть счастье.


И его просто необходимо делить со слушателем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter