Акварели помнят всё

После войны полгорода лежало в руинах. Другая часть Минска чудом уцелела...

После войны полгорода лежало в руинах. Другая часть Минска чудом уцелела. Но затем многие памятники архитектуры снесли. Нет уж костела Святого Фомы Аквинского на улице Энгельса, не выдержала соседства с гостиницей «Юбилейной» мечеть, не узнать за колоннами театра имени Горького бывшей хоральной синагоги. Эти памятники остались на старых открытках, фотографиях — в черно-белой гамме. В цвете их запечатлел Анатолий Наливаев. Сразу после освобождения города от немцев 14-летний парень лазал по руинам и зарисовывал то, что оставалось от любимого города.


До 6 января путешествие в исчезнувший Минск можно совершить, посетив филиал Национального исторического музея — Дом-музей I съезда РСДРП. Анатолий учился живописи в студии Сергея Каткова, тот и посылал ученика на разрушенные улицы писать акварели:


— До 1960-х годов я успел запечатлеть Верхний город, Троицкое предместье, Татарскую слободу. Много на моих работах сюжетов на тему еврейской жизни Минска.


Особая ценность произведений состоит в том, что они с фотографической точностью воссоздают исчезнувшие панорамы столицы и в будущем могут стать основой для восстановления утраченных застроек.


Авторитетно


Леонид Левин, заслуженный архитектор, лауреат Государственной премии:


— Будучи фотографически и фактографически точным, Анатолий Наливаев сумел запечатлеть в своих картинах теплоту, душу камня, тревожно дребезжащее сердце построек. Его работы не создавались специально для выставки, их автор — из разряда тех энтузиастов, которые, не думая о выставках и худсоветах, просто рисовали старый город.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter