Акция «золотая». А дивиденды?

Одно из крупнейших предприятий столицы — Минский часовой завод — остановилось...
Одно из крупнейших предприятий столицы — Минский часовой завод — остановилось. Причина — солидная задолженность по платежам в бюджет: более 8 миллиардов рублей. В отношении завода введен защитный период. Антикризисный управляющий изучает анатомию финансовых неурядиц. Трудовой коллектив — 1.200 человек — находится в тревожном ожидании. Есть мнение, что на предприятии будет введена «золотая акция». И оно, похоже, имеет под собой почву.

Государство уже не раз бросало спасательный круг утопающим в долгах ОАО. Обувное предприятие «Луч», текстильная фабрика «Камволь», завод «Мотовело» — примеры свежи в памяти, и их можно продолжить, но сосредоточимся на другом. Почему возникают ситуации, когда возвращение собственности государству представляется для акционированного производства единственным шансом на спасение? Откуда возникают колоссальные задолженности по платежам в бюджет, банковским кредитам, а иногда и по заработной плате? Достаточно проанализировать несколько случаев, чтобы прийти к простому выводу: корень проблем — потеря позиций на рынке, и прежде всего экспортных.

Интересно, что среди предприятий, выпускающих потребительские товары непродовольственной группы, оказавшихся в состоянии банкротства, большинство — предприятия легкой промышленности либо выпускающие достаточно сложные изделия массового спроса (как «Мотовело» или Минский часовой). Эти производства оказались в роли проигравших в борьбе с конкурентами из Юго–Восточной Азии — Китая, Кореи, Бангладеш, Вьетнама. Минский часовой завод попал в кризисную ситуацию прежде всего потому, что конкурировать с гонконгскими производителями по цене и мобильности ему уже не под силу. А одним из важнейших факторов «падения» «Мотовело» стала потеря китайского и вьетнамского рынков. Но хуже всего, очевидно, дела обстоят в легкой промышленности. Дешевые и вполне качественные азиатские изделия (насколько? — директор МООАО «Луч» Николай Стриж в беседе со мной заметил, что в Китае не самые худшие башмаки стоят всего 3 — 5 долларов) — головная боль не только белорусской и российской индустрии. Совсем несладко приходится и укомплектованным по последнему слову техники европейским производителям. Достаточно вспомнить весну прошлого года. Когда потомки лионских ткачей — десятки тысяч мастеров текстильной отрасли — оказались не у дел в своей родной Франции. Китайский товар вывел на улицы еще недавно преуспевающих людей. Французские власти сделали впоследствии отчаянную попытку укрепить хотя бы внутренний рынок, пересмотрев импортные квоты. Но обанкротившимся фабрикам от этого легче уже не стало...

Есть ли ключи к решению «азиатской» проблемы? Пожалуй, они должны быть. Вряд ли здесь можно найти какой–то универсальный рецепт (если бы он был, думаю, мы бы о нем уже знали). Но частные примеры успешной стратегии имеются. Например, фабрика «Милавица», объединившая усилия вместе с некоторыми российскими производителями белья. Сеть мультибрэндовых магазинов (под одним названием продается несколько марок), развернувшаяся на российском рынке, как известно, приносит ее участникам неплохие дивиденды. Или, к примеру, швейцарские производители часов, позиционирующие свой товар как атрибут обеспеченной жизни. Их нишу на мировом рынке Гонконг отнять пока не может. Безусловно, успешно конкурировать с азиатскими товарами могут не все. Нужен грамотный брэндинг, мощная реклама (вы, кстати, помните рекламу продукции столичного часового или велосипедного заводов? — я нет), создание фирменных сетей и секций. На все, конечно, нужны немалые деньги, инвестиции...

Используя «золотую акцию», государство спасает от безработицы тысячи людей. Можно, конечно, этого и не делать, отдав ситуацию рыночным волнам, которые, может быть, если повезет, вынесут производство на берег благополучия. Однако такая стратегия не корреспондирует с социально ориентированной моделью экономики. Не наш это метод, проще говоря. Но вот в чем вопрос: можно ли надеяться только на государственное «золото»?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter