Экономисты-аграрники о путях совершенствования хозяйствования на земле
16.12.2015 20:30:46
Сельхозпредприятия на пороге преобразований. Как сделать их эффективными, мотивировать менеджеров, рядовых работников. Ученые советуют, практики сомневаются
ТРЕТЬ хозяйств в стране убыточны. Финансовое положение остальных также оставляет желать лучшего. Для решения проблем сельхозорганизаций чаще всего предлагается присоединение отстающих к относительно крепким или перерабатывающим предприятиям. Возможны ли иные пути совершенствования хозяйствования на земле? Об этом размышляют экономисты-аграрники: директор Института системных исследований в АПК НАН, доктор экономических наук, профессор Александр ШПАК и заведующий отделом организации аграрного бизнеса этого учреждения, кандидат экономических наук, доцент Николай БЫЧКОВ.
«СГ»: — Слияние тонущих и держащихся на плаву хозяйств может привести к тому, что оба пойдут ко дну. Навязывание городским предприятиям сельскохозяйственных также не всегда приносит успех. А если попробовать применить к сельчанам принцип: спасение утопающих — дело рук самих утопающих?
Н. Бычков: — Присоединение и слияние на научном языке называется досудебной санацией, а самоспасение — судебной. Кстати, вторая процедура — нормальный в мировой практике процесс финансового оздоровления. Законодательство республики позволяет использовать следующие варианты реформирования убыточных, неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве):
1. Создание для таких предприятий облегченного режима функционирования через возбуждение судебного дела об экономической несостоятельности (банкротстве) с санацией. Санация предполагает в первую очередь введение системы антикризисного управления, оптимизацию имущественной базы, восстановление управляемости финансовыми потоками, введение моратория по обязательствам, рассрочку выплаты долгов в соответствии уже установленной очередностью и другие. Базовый срок санации 18 месяцев с возможностью продления ее судом на год и решением Правительства — на 5 лет. Санация заканчивается восстановлением платежеспособности, расчетом с кредиторами либо мировым соглашением о рассрочке долгов.
2. Проведение переговоров с потенциальными инвесторами предприятий о возможности покупки их имущества в целом по согласованной цене (без долгов). В такую процедуру могут отправляться сельскохозяйственные организации, имеющие по балансу чистые активы. В случае достижения порога продажи (после понижения цены), не обеспечивающего расчет с кредиторами, ликвидация такого предприятия продолжается в процедуре банкротства.
3. В отношении предприятий с отрицательными чистыми активами сразу может инициироваться процедура банкротства с ликвидацией. При этом выручка от продажи предприятия как имущественного комплекса направляется на расчет с кредиторами, оставшиеся долги погашаются окончанием процедуры банкротства.
4. В отношении остальных предприятий, к которым отсутствует интерес инвесторов даже приобретением без долгов, можно применить процедуру ликвидации с распродажей имущества для развития малых форм хозяйствования на селе.
А. Шпак: — Хотелось бы также обратить внимание, что применение банкротства предполагает создание в АПК прочной системы антикризисного управления несостоятельными организациями. Для этого рекомендуется формирование юридических лиц — антикризисных управляющих компаний в отраслях, регионах и холдингах, в том числе на базе учебных и научно-исследовательских учреждений.
«СГ»: — Представим, что рекомендуемые вами методы помощи убыточным хозяйствам со временем сработают. Но как поддержать предприятия, которые вроде бы прибыльны, но их доходы не позволяют вести эффективное производство?
Н. Бычков: — Нужна их реорганизация, позволяющая повысить мотивацию, как менеджеров, так и рядовых работников. Сегодня в крупнотоварном сельхозпроизводстве чуть больше тысячи хозяйств, из которых 23,7 процента — унитарные предприятия, 44,8 — акционерные общества, 30,5 — СПК, 1 — прочие. Анализ их работы показывает: хозяйственные общества более эффективны. Эта форма привлекательна для привлечения инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций, участия акционеров в получении дохода.
А. Шпак: — Но их работа также требует совершенствования. Для этого требуется введение института акционерного соглашения между участниками (учредителями) обществ, что позволит установить обязанность сторон голосовать определенным образом на общем собрании, согласовывать вариант голосования с другими участниками, приобретать или отчуждать акции по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также проводить согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, деятельностью, реорганизацией и его ликвидацией. Такое соглашение позволит оптимизировать систему управления хозяйственных обществ, участия миноритарных акционеров (физических лиц), упорядочить институт государственного владельческого надзора и контроля.
«СГ»: — Мы на пороге перемен в жизни СПК. Указом Президента от 7 июля 2014 года. № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)» до 31 декабря 2016-го все действующие СПК подлежат преобразованию в хозяйственные общества или унитарные предприятия. Как вам видится разделение функций государства как регулятора и собственника имущества в ходе этого процесса?
А. Шпак: —Такое возможно при условии передачи государственного пакета акций либо его части (не менее 25 процентов) в доверительное управление менеджменту (руководителю) хозяйственных обществ за вознаграждение в размере 10 процентов дивидендов на акции, переданные в управление. Стоит также предусмотреть поощрение в виде опциона (продажи акций по номинальной стоимости или безвозмездной передачи): 25 процентов плюс 1 акция в случае, если особые условия договора были добросовестно выполнены доверительным управляющим. К ним следует отнести размер чистой прибыли на балло-гектар сельхозугодий не менее 24,5 тысячи рублей, рентабельность продаж — не менее 7 процентов, рост валовой добавленной стоимости — не менее 101,5, снижение просроченных обязательств — не менее 5 процентов и так далее. Эти параметры территориальными органами управления должны устанавливаться применительно к конкретным условиям. Подобные действия рекомендуются и для хозяйственных обществ, созданных в процессе реорганизации сельскохозяйственных организаций до ввода в действие Указа № 349.
«СГ»: — Вероятно, такие подходы потребуют корректировки нормативных актов?
Н. Бычков: — Да, надо внести изменения и дополнения в п.1.2. Указа № 349 следующего содержания:
«По усмотрению административно-территориальной единицы часть акций уставного фонда создаваемого акционерного общества может быть передана в доверительное управление с последующим правом выкупа руководителями и специалистами акционерного общества в соответствии с законодательством и соблюдении установленных параметров (особые условия) эффективного функционирования хозяйственного общества».
А. Шпак: — Совершенствование механизма реорганизации колхозов (СПК) в хозяйственные общества в контексте Указа № 349 видится также в следующем:
— члены СПК наделяются акциями в зависимости от трудового вклада либо равными частями;
— долевые фонды СПК, сформированные в ценах по состоянию на 1 июля 2003 года, целесообразно проиндексировать на уровень цен промышленной продукции в момент преобразования;
— предусмотреть использование членами СПК именных приватизационных чеков «Имущество», выданных в соответствии с законодательством в полном объеме (срок обращения — июль 2016 года).
«СГ»: — Государство вкладывало немало денег в развитие хозяйств. Это должно быть как-то учтено в процессе преобразования колхозов?
Н. Бычков: — Предлагается упростить методологию установления доли административно-территориальной единицы в уставном фонде хозяйственных обществ и определять ее как разницу между размером уставного фонда и долей членов СПК, исключив этапы расчетов в пользу государства как это предусмотрено постановлением Госкомимущества от 24 ноября 2014 года № 27.
gedroiz@sb.by