Акция значима прибылью

Экономисты-аграрники о путях совершенствования хозяйствования на земле

Сельхозпредприятия на пороге преобразований. Как сделать их эффективными, мотивировать менеджеров, рядовых работников. Ученые советуют, практики сомневаются

ТРЕТЬ хозяйств в стране убыточны. Финансовое положение остальных также оставляет желать лучшего. Для решения проблем сельхозорганизаций чаще всего предлагается присоединение отстающих к относительно крепким или перерабатывающим предприятиям. Возможны ли иные пути совершенствования хозяйствования на земле?  Об этом размышляют экономисты-аграрники: директор Института системных исследований в АПК НАН, доктор экономических наук, профессор Александр ШПАК и заведующий отделом  организации аграрного бизнеса этого учреждения, кандидат экономических наук, доцент Николай БЫЧКОВ.

      

«СГ»: — Слияние тонущих и держащихся на плаву хозяйств может привести к тому, что оба пойдут ко дну. Навязывание городским предприятиям сельскохозяйственных также не всегда приносит успех. А если попробовать применить к сельчанам принцип: спасение утопающих — дело рук самих утопающих?

Н. Бычков: — Присоединение и слияние на научном языке называется досудебной  санацией, а самоспасение — судебной. Кстати, вторая процедура — нормальный в мировой практике процесс финансового оздоровления. Законодательство республики позволяет использовать  следующие варианты реформирования убыточных, неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве):  

1. Создание для таких предприятий облегченного режима функционирования через возбуждение судебного дела об экономической несостоятельности (банкротстве) с санацией. Санация предполагает в первую очередь введение системы антикризисного управления, оптимизацию имущественной базы, восстановление управляемости финансовыми потоками, введение моратория по обязательствам, рассрочку выплаты долгов в соответствии уже установленной очередностью и другие. Базовый срок санации 18 месяцев с возможностью продления ее судом на год и решением Правительства — на 5 лет. Санация заканчивается восстановлением платежеспособности, расчетом с кредиторами либо мировым соглашением о рассрочке долгов. 

2. Проведение переговоров с потенциальными инвесторами предприятий о возможности покупки их имущества в целом по согласованной цене (без долгов). В такую процедуру могут отправляться сельскохозяйственные организации, имеющие по балансу чистые активы. В случае достижения порога продажи (после понижения цены), не обеспечивающего расчет с кредиторами, ликвидация такого предприятия продолжается в процедуре банкротства.

3. В отношении предприятий с отрицательными чистыми активами сразу может инициироваться процедура банкротства с ликвидацией. При этом выручка от продажи предприятия как имущественного комплекса направляется на расчет с кредиторами, оставшиеся долги погашаются окончанием процедуры банкротства.

4. В отношении остальных предприятий, к которым отсутствует интерес инвесторов даже приобретением без долгов, можно применить процедуру ликвидации с распродажей  имущества для  развития малых форм хозяйствования на селе. 

А. Шпак: — Хотелось бы также обратить внимание, что применение банкротства предполагает создание в АПК прочной системы антикризисного управления несостоятельными организациями. Для этого рекомендуется формирование юридических лиц — антикризисных управляющих компаний в отраслях, регионах и холдингах, в том числе на базе  учебных и научно-исследовательских учреждений.

«СГ»: — Представим, что рекомендуемые вами методы помощи убыточным хозяйствам со временем сработают. Но как поддержать предприятия, которые вроде бы прибыльны, но их доходы не позволяют вести эффективное производство?

Н. Бычков: — Нужна их реорганизация, позволяющая повысить мотивацию, как менеджеров, так и рядовых работников. Сегодня в крупнотоварном сельхозпроизводстве чуть больше тысячи  хозяйств, из которых 23,7 процента — унитарные предприятия, 44,8  — акционерные общества, 30,5 — СПК, 1  — прочие. Анализ их работы показывает: хозяйственные общества более эффективны. Эта форма привлекательна для привлечения инвестиций за счет дополнительной эмиссии акций, участия акционеров в получении дохода. 

А. Шпак: — Но их работа также требует совершенствования. Для этого требуется введение  института акционерного соглашения между участниками (учредителями) обществ, что  позволит установить обязанность сторон голосовать определенным образом на общем собрании, согласовывать вариант голосования с другими участниками, приобретать или отчуждать акции  по заранее определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от отчуждения акций  до наступления определенных обстоятельств, а также проводить согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, деятельностью, реорганизацией и его ликвидацией. Такое соглашение позволит оптимизировать систему управления хозяйственных обществ, участия миноритарных акционеров (физических лиц), упорядочить институт  государственного владельческого надзора и контроля.

«СГ»: — Мы на пороге перемен в жизни СПК. Указом Президента от 7 июля 2014 года. № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)»  до 31 декабря 2016-го все действующие СПК подлежат преобразованию в хозяйственные общества  или унитарные предприятия.  Как вам видится  разделение функций государства как регулятора и собственника  имущества в ходе этого процесса? 

А. Шпак: —Такое возможно при условии передачи государственного пакета акций либо его части (не менее 25 процентов) в доверительное управление менеджменту (руководителю) хозяйственных обществ за вознаграждение в размере 10 процентов дивидендов на акции, переданные в управление. Стоит также предусмотреть поощрение в виде опциона (продажи акций по номинальной стоимости или безвозмездной передачи):  25 процентов плюс 1  акция в случае, если особые условия договора были добросовестно выполнены доверительным управляющим. К ним следует отнести  размер чистой прибыли на балло-гектар  сельхозугодий  не менее 24,5 тысячи рублей, рентабельность продаж — не менее 7 процентов,  рост валовой добавленной стоимости — не менее 101,5, снижение просроченных обязательств — не менее 5 процентов и так далее. Эти параметры  территориальными органами управления   должны устанавливаться применительно к конкретным условиям. Подобные действия рекомендуются и для хозяйственных обществ, созданных в процессе реорганизации сельскохозяйственных организаций   до ввода в действие Указа № 349.

«СГ»: — Вероятно, такие подходы потребуют корректировки   нормативных актов? 

Н. Бычков:  — Да, надо внести изменения и дополнения в  п.1.2. Указа № 349 следующего содержания:

«По усмотрению административно-территориальной единицы часть акций  уставного фонда создаваемого акционерного общества может быть передана в доверительное управление с последующим правом выкупа  руководителями и специалистами акционерного общества в соответствии с законодательством и соблюдении  установленных параметров (особые условия) эффективного функционирования хозяйственного общества».

А. Шпак: — Совершенствование механизма реорганизации колхозов (СПК)  в хозяйственные общества в контексте  Указа № 349 видится также  в следующем:

— члены СПК наделяются акциями в зависимости от трудового вклада либо равными частями;

— долевые фонды СПК, сформированные в ценах по состоянию на  1 июля 2003  года, целесообразно проиндексировать на  уровень цен промышленной продукции в момент преобразования; 

— предусмотреть использование членами СПК именных приватизационных чеков «Имущество», выданных в соответствии с законодательством в полном объеме (срок обращения — июль 2016 года).

«СГ»: — Государство вкладывало немало денег в развитие хозяйств. Это должно быть как-то учтено в процессе преобразования колхозов?

Н. Бычков: — Предлагается упростить методологию установления доли административно-территориальной единицы в уставном фонде хозяйственных обществ и определять ее как разницу между размером уставного фонда и долей членов СПК, исключив этапы расчетов в пользу государства как это предусмотрено постановлением Госкомимущества от 24 ноября 2014 года № 27. 

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?