Акценты

Чужая беда? Когда обдумывала, с чего начать эти заметки, вспомнила свою университетскую подругу-однокурсницу, с которой не виделась уже года два.
Чужая беда?

Когда обдумывала, с чего начать эти заметки, вспомнила свою университетскую подругу-однокурсницу, с которой не виделась уже года два. Я, конечно, скучаю без нее и хотела бы встретиться, но причина, почему вдруг вспомнила Наташу, - в другом.

Мы учились на первом курсе журфака, когда в стране начался бум с новыми паспортами. Студентов чуть ли не в приказном порядке обязали их поменять - на трехъязычные, с гербами и заламинированными фотографиями. Фамилия Наташи была усложнена несколько нехарактерным для Беларуси сочетанием букв (не знаю, позволила бы она использовать в материале ее настоящую фамилию, поэтому ограничусь аналогичной) - Лучитская. Неизвестно, чем руководствовались работники паспортно-визовой службы - более совершенными, с их точки зрения, правилами правописания или же это была просто халатность, но, получив новенький паспорт, Наташа обнаружила, что стала... другим человеком. В графе "Фамилия" красовалась незнакомая Лучицкая. Не захотела подруга в очередной раз возиться с фотографиями, бланками, не захотела отстаивать фамилию, данную ей родителями, а предпочла до 25-летия пользоваться "чужой".

Но дело не в моей подруге, не в буквах и даже не в новых паспортах. Дело в чиновниках, вернее, в их отношении к своей бумажной работе и к тем, кто находится по другую сторону двери служебного кабинета. Судите сами: 52 процента опрошенных в ходе мониторинга, проводимого одной из общественных организаций России, отметили, что чиновникам свойственно безразличное, неуважительное отношение к людям. Остальные высказались пожестче. Едва ли в нашей стране иная картина. Чиновник, как говорится, и в Африке...

Вот, например, как некрасиво обошлись с Михаилом Федоровичем Хадаровичем из Солигорского района. Минувшим летом во время рабочей командировки за границу у него умер сын. Страховая компания доставила тело в Минск. Отсюда родные забирали сына, что называется, своим ходом. Неудовлетворенный выполнением обязательств со стороны страховой компании, отец написал в редакцию. Дабы расставить все точки над "i", газета обратилась за разъяснениями к виновнику инцидента - страховой компании "АльВеНа". Представив редакции письменный комментарий, компания, надо отметить, выполнила все свои "обязательства". Мало того, что были даны исчерпывающие ответы на вопросы, так еще и приложены копии документов, подтверждающих правомерность действий страхователей, копия ответа автору письма и пометка, что в случае необходимости компания готова предоставить дополнительную информацию. А раз так, то хотелось бы поинтересоваться, читала ли начальник управления медицинского страхования "АльВеНы" С.В.Жуковская, подписывая ответ Михаилу Федоровичу Хадаровичу, что именно в нем написано? У отца умер сын. Но за казенными, штампованными фразами не видно и легкой тени сочувствия. Да что там сочувствие! Фамилия Хадаровича в коротеньком ответе исковеркана трижды и при этом ни разу (!) не написана правильно. Зато предусмотрительно обозначена "классовая принадлежность" покойного - господин. Вам не стыдно, господа-страхователи? Возможно, с юридической точки зрения деятельность компании и не вызывает подозрений, но я бы лично не пошла к ним страховать свое имущество и тем более жизнь. Если в формальном ответе заявителю допущено столько ляпов, где гарантия, что крупное дело (страховой случай, например) будет выполнено предельно добросовестно?

"Помогите противостоять бюрократизму и равнодушию чиновников", - обратилась в редакцию пенсионерка, инвалид II группы Любовь Ильинична Левшанкова из Горок Могилевской области. Противостояние бабы Любы с местными властями длится почитай 16 лет. После подсыпки дорог дом женщины оказался ниже уровня проезжей части и усадьбы соседей. С тех пор вся вода - дождевая, талая - с улицы и от соседа собирается в огороде бабы Любы. В 1987 году горисполком на обращение Левшанковой предписал соседу заявительницы "увеличить емкости для сбора ливневых стоков, прокопать канаву, организовать сток воды в сторону, противоположную дороге". Спустя 11 (!) лет горисполком на повторное обращение женщины поручил все тому же соседу выполнить предписание исполнительного комитета от... 1987 года, а ПРСУ и РПО ЖКХ поднять обочину дороги, чтобы предотвратить стекание воды в огород Любови Ильиничны. Прошло еще пять лет, а дело бабы Любы так и не сдвинулось с мертвой точки - из-за избытка влаги на грядках по-прежнему что ни год сплошные неурожаи, а в доме сыро и неуютно. Хотя постойте - подвижки все-таки есть. Власть в Горках за это время не раз успела смениться, а вместе с ней и отношение к просьбам пожилой женщины. После пары-тройки проверок и комиссий, которые вдруг единогласно отчитались, что затоплением тут и не пахло, а сырость в доме потому, что баба Люба проветривает помещение недостаточно часто, - чиновники не придумали ничего лучше, как прекратить с женщиной переписку. И осталась старушка у разбитого корыта, то бишь со своими старыми проблемами и новыми обидами на черствых и недобросовестных чиновников. "Больно и неприятно было смотреть на тех людей из комиссий, которые приезжали, чтобы разобраться в ситуации, и кто вскользь, а кто и прямым текстом говорили, что не могут "прыгнуть" выше начальства", - подытожила рассказ о своих мытарствах Любовь Ильинична.

Один журналист из республиканской газеты, на собственном опыте проверив "безбарьерность" столицы для людей с ограниченными возможностями, сделал вывод: чтобы в городе было комфортно любому человеку, "каждому чиновнику надо почувствовать себя инвалидом". Но кто заступится за Левшанкову и тысячи подобных ей инвалидов, не прикованных к коляске, но которые, впрочем, все равно не могут самостоятельно решить свои проблемы и вынуждены обращаться за помощью к властям? Увы, проверено и доказано временем, что чужая беда никогда не будет восприниматься как своя собственная, а посему на сочувствие и реальную поддержку рассчитывать далеко не всегда приходится. Но ведь власти для того, по большому счету, и существуют, чтобы помогать людям. Или все же нужно, чтобы у каждого из чиновников по несколько раз в году затапливало огород, чтобы дома у него портилась электропроводка, требовался срочный капитальный ремонт? Чтобы они почувствовали, как это - стучать в закрытые двери, прося о помощи, на которую вправе рассчитывать, и... получать отказы, отписки или равнодушное молчание.

Случай Ольги Иосифовны Перегуд из деревни Петрилово Копыльского района вовсе выходит за рамки понимания. "Я одинокая 75-летняя женщина, у меня нет ни семьи, ни детей, ни родственников. За плечами вся жизнь, а впереди..." В общем, Ольга Иосифовна 9 октября 2001 года на Копыльском предприятии ритуальных услуг заказала себе памятник на могилку, заплатила аванс 120 тысяч. Забрать готовую работу ей предложили через три месяца. В назначенное время старушка приехала за памятником. А там - новый начальник: "Знать ничего не знаю, ведать ничего не ведаю". Теперь ни денег у бабушки, ни памятника... Что ей делать? Копить деньги на еще один памятник, но вдруг и этот начальник сменится, что тогда? Да и накопит ли старушка ко времени нужную сумму, вопрос далеко не риторический.

Так и хочется сказать: да что же вы за люди такие, господа начальники? Вдруг случится, что вашей престарелой матери, брату, сыну понадобится поддержка того, от кого вы когда-то безразлично отмахнулись. Что тогда? Так что не надо ляпов, господа!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter