Актриса Светлана Суховей: Игорь Таланкин вложил в нас требовательное отношение к себе

Сегодня кинематографисты и поклонники творчества отмечают 95-летие со дня рождения выдающегося советского и российского кинорежиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Игоря Таланкина. Его картины «Сережа», «Дневные звезды», «Выбор цели», «Звездопад» вошли в историю советского и мирового кинематографа. Фильм «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли был номинирован на премию «Оскар» и «Золотой глобус», а сам Смоктуновский получил приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне. 


В 1959 году Игорь Таланкин окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров при «Мосфильме» (мастерская Ю. Райзмана). С 1958 году стал режиссером «Мосфильма». Спустя два года дебютировал фильмом «Сережа» совместно с Георгием Данелия. Этот фильм был отмечен на Международном кинофестивале в Карловых Варах. Игорь Таланкин написал сценарии к большинству своих фильмов. При создании кинокартин много сотрудничал с композитором Альфредом Шнитке.

Важен вклад Игоря Таланкина и в белорусское искусство. В свое время от выпустил во ВГИКе белорусский курс актеров, который составили Петр Юрченков-старший, Лидия Мордачева, Нина Розанцева, Светлана Суховей, Александр Беспалый, Владимир Грицевский, Владимир Сичкарь, Татьяна Чекатовская, Леонид Белозорович, Наталия Трисветова. Многие из этих артистов позже составили костяк труппы созданного в Минске Театра-студии киноактера.

Вспоминает заслуженная артистка Беларуси, ученица Игоря Таланкина, председатель Белорусской гильдии актеров кино Светлана Суховей:

 Фото teatrkinoaktera.by

-- У нас была потрясающая актерско-режиссерская мастерская. С нами учились Карен Шахназаров, Павел Чухрай, Родион Нахапетов, талантливые ребята из Сирии, Непала, Монголии, Казахстана… Мы ставили и самостоятельные отрывки, и совместные вместе с ними. Я была, наверное, самой молодой студенткой на курсе, поэтому все меня пытались учить. (смеется). Таланкин всегда брал для меня во время учебы роли на сопротивление. Говорил, иначе тебе всю жизнь будут предлагать роли лирических героинь! Он взял меня, кстати, сразу на второй курс.

Я очень уважала Игоря Васильевича, для меня было большой честью, что он является нашим педагогом. К сожалению, многое мы не успели сделать по ряду причин и обстоятельств, но со ВГИКом и периодом учебы у меня связаны только самые теплые воспоминания. В каждом студенте он умел открыть творческое начало. Диктатором не был, наоборот хвалил, когда молодой актер шел в игре от себя, от своих чувств. Игорь Васильевич жил рядом с «Мосфильмом», мы бывали у него в гостях. Были знакомы с женой и сыном. Я до сих пор люблю многие его картины – «Звездопад», «Дневные звезды» и другие работы.

-- Почему он так мало снимал своих студентов, а позже выпускников в картинах? На ум приходит только Петр Юрченков-старший в роли Верховенского из «Бесов»?

-- Нет, почему. Я, например играла у него в небольшом эпизоде в картине «Выбор цели». А потом может быть просто не находилось нужной роли? Кино -- это ведь такой очень сложный творческий, во многом интуитивный и непредсказуемый процесс.


Еще один ученик Таланкина, актер Театра-студии киноактера Владимир Грицевский вспоминал в одном из интервью:

«На первом занятии Таланкин буквально на 2-й минуте спросил: «Зачем вы сюда поступили?» Мы: «Творить искусство!» А он: «Да в кино уже переснимали всех московских кошек и собак, и вы туда лезете. Вы пришли не за славой, а работать!» Учеба нашей режиссерско-актерской группы была очень насыщенной: все время играли, каждую неделю что-то сдавали, занимались танцами, фехтованием, конным спортом. Как мы тогда завидовали курсам других мастеров!»

Актер признавался, что высокая планка, заданная мастером, подчас мешала в профессии: «Сейчас почти все брошено на развлечение зрителя, сплошь комедии положений. Одно время мне было так тяжело играть, постоянно думал: а что сказал на это Таланкин? Хочется, чтобы постановки были разумные, со смыслом».




Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter