О системе ЖКХ

Активы и пассивы

«Минжилкомхоз мы часто критикуем, но порой необъективно, — так начал очередное заседание рабочей группы по проблемам ЖКХ Александр Якобсон, Председатель Комитета госконтроля, и пояснил свою мысль: — Те решения, которые принимают местные органы власти, частенько ставят подразделения жилищно–коммунального хозяйства в сложные условия. Например, передают жилкомхозу на баланс дороги, колодцы в агрогородках, ведомственное жилье и неиспользуемые объекты в плачевном состоянии, не предусматривая соответствующего финансирования».


И если бы только это. Совершенно немыслимые госактивы, как правило, убыточные и затратные, оказываются под опекой ЖКХ. Кто может вразумительно объяснить, почему пожарное депо в Мозыре находится в ведении коммунальных служб? Или на каком основании линия по обжарке семечек должна приносить 20 миллионов рублей убытка Горецкому ЖКХ, а лыжная база — минус 635 миллионов в год Мстиславскому? И почему, принимая это имущество, коммунальники еще и должны вносить налог в бюджет: 20 процентов от стоимости, по сути дела, не активов, а «пассивов»? Все это в итоге оседает в тарифах, убежден руководитель Комитета госконтроля. Министр ЖКХ Андрей Шорец вчера представил членам рабочей группы план выхода из ситуации.


Как известно, система ЖКХ у нас финансируется из трех источников: низкие тарифы для населения, повышенные для предприятий и организаций (так называемое перекрестное субсидирование) и субсидии из бюджета. И если с тарифами все более–менее понятно, то по субсидиям есть вопрос. В минувшем году, по данным Андрея Шорца, ни одна область не получила должное финансирование из бюджета на замену теплосетей, капитальный ремонт жилья и лифтов, зато статья «благоустройство» проплачена в среднем на 178 процентов от плана, в Минске — на 217 процентов. О чем это говорит? Руководители исполкомов наводят внешний лоск, спешно ремонтируют разбитые дороги после зимы, устраивают клумбы и газоны, потому что это на виду, а лифты, инженерные системы домов и трубы продолжают ветшать из–за хронического недофинансирования. Не видно — и ладно...


— В этом и беда, — резюмировал Александр Якобсон, — нет финансовой дисциплины. Начальники финансовых управлений потеряли свой вес и роль. Надо с этим как–то бороться!


Как выход обсуждались идеи подчинить управления финансов напрямую Минфину, отнести статьи расходов на коммунальные услуги к первоочередным, подобно платежам за газ и электроэнергию, ввести 40–процентное авансирование услуг ЖКХ и ответственность за нарушение финансовой дисциплины. Против чего, кстати, убедительнее всех стал возражать Александр Корзюк, заместитель начальника главного управления Минфина, сославшись на низкие доходы бюджета в первых кварталах, а самые высокие — в последнем: «Минфин дает дотаций столько, сколько имеет». В то время как в январе — марте с учетом затрат на отопление ЖКХ нужно не менее 28 процентов дотаций. В итоге нет ритмичного поступления денег и возникающий кассовый разрыв коммунальники погашают за счет дорогих кредитов банков, что соответственно отражается в цене услуг. В дискуссию вмешался Анатолий Калинин, вице–премьер Правительства, сказав, что из порочной ситуации постоянного недофинансирования ЖКХ надо выходить, возможно, с введением прямого запрета на кредиты, не предназначенные на модернизацию и развитие отрасли.


Кроме того, до 1 апреля всем организациям жилищно–коммунального хозяйства предложено провести инвентаризацию непрофильных активов и внести предложение по их использованию. Одно прозвучало тут же: собравшиеся вспомнили о Госкомитете по имуществу, который регулирует порядок реализации неэффективно используемых и пустующих объектов, находящихся в госсобственности. Члены группы также договорились оценить по итогам квартала эффект применения планово–расчетных цен и изучить опыт ЖКХ Брестской области по полной ликвидации в нынешнем году перекрестного субсидирования. Под занавес Александр Якобсон дал поручение директору департамента финансовых расследований внимательно изучить ситуацию: «Многие беды от того, что приписываются затраты. Эти приписки ничем не отличаются от приписок молока и мяса. Расследованием их природы должны заняться и правоохранительные органы».


Цель тут одна — сделать себестоимость понятной и прозрачной, тогда людям будет проще объяснить, сколько должны стоить услуги ЖКХ.


Советская Белоруссия №41 (24424). Вторник, 4 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter