Актеры советского кино

Татьяна Конюхова
Татьяна Конюхова

Сегодня в 13.20 на канале «Россия» мы увидим молниеносную «Карьеру Димы Горина»

Стоп! Те, кто не имеет отношения ко времени, в котором звучала модная песня «А снег идет...» из кинофильма «Карьера Димы Горина», могут запросто перейти

к чтению следующей полосы. Поскольку этот рассказ об актрисе Татьяне Конюховой не «зазвучит» без знакомой мелодии. Верьте на слово. Впрочем, к актрисе Татьяне Конюховой я, честно признаться, тоже отношения не имею. Разве что всегда буду помнить то время, когда мои родители могли запросто танцевать у новогодней елки под эту песню: суперидейная мама со стрижкой каре, «как у Конюховой», и бесконечно виноватый перед всеми (?!) с толстыми линзами в оправе — отец...

Да, друзья, ни один политик не может вернуть нам время «когда деревья были большими», а кино, как ни крути, способно. Вот и получается, что, действительно, из всех искусств — синематограф был самым любимым у советских людей, а актеры все сплошь — небожители. Кстати, в фильме «Карьера Димы Горина» этот самый Дима, финансист–романтик, вырезал из разных обложек киножурналов портрет синтетической красавицы. Сложились воедино чужие глаза и нос, чужой подбородок, прическа и шея, и глянула на Диму холодноватым взором ослепительная и не вполне земная фея. Потом на стройке Горин встретил свой идеал «в натуре» — в брюках, ватнике и пушистой зимней шапке. Идеал обрадовал и напугал робкого Диму, сверкнул холодно, как та синтетическая кинозвезда, улыбнулся симпатично, как красивая, веселая девушка — типичный представитель передовой молодежи...

И сконструированный портрет, и живая девушка в этом фильме — Татьяна Конюхова.

Кинематограф тогда тяготел к внешнему, иллюстративному показу человека. Каждый выход актера был заметен. Каждое красивое лицо запоминалось, врезалось в память. И ходили мы, пожалуй, в ту пору еще не на фильмы, а в кино. Признавали, пожалуй, не роли, а популярных актеров. Да, Конюхова нравилась всем. В актерском рейтинге, составленном из популярных имен, у нее не было дублеров. Не могла, скажем, Лучко играть Конюхову. А Конюхова — Лучко.

Читатели «СБ» наверняка помнят еще один эпизод: в картине «Москва слезам не верит» буквально на несколько мгновений в кадре, на звездной фестивальной лестнице, появляется Татьяна Конюхова... На нее с восторгом смотрят героини картины — провинциальные девчонки, не верящие привалившему счастью: перед ними — сама (!) Татьяна Конюхова. Героиня актрисы Ирины Муравьевой, буквально задыхаясь от восторга, восклицает: «Конюхова! Обожаю!..»

Режиссеру фильма Владимиру Меньшову, лауреату премии «Оскар» (именно за этот фильм), нужно было показать Московский кинофестиваль и кинозвезду, кумира 1960 — 1970–х годов. Он выбрал Татьяну Конюхову. Пригласив ее на этот эпизод, режиссер рассчитал все с удивительной точностью: Конюхова во многом была воплощением любимых героинь советского кино — ясноглазых, отважных, энергичных. Это они строили в тайге линии электропередачи, сражались на фронтах гражданской и Великой Отечественной, давали отпор шпионам и диверсантам, трудились в цехах огромных заводов...

Пусть это звучит пафосно, немного по–советски, но обаяние актрисы, ее радостное восприятие жизни помогали советским зрителям увидеть в таких героинях живых, искренних людей тех лет, свято верящих, что очень скоро придет светлое коллективное будущее...

Слава пришла к Татьяне Конюховой очень рано и во многом вопреки собственным мечтам. Возможно, так произошло потому, что воспитана она была родителями в чрезвычайно строгих правилах, с юных лет приучена спрашивать с себя по максимуму. Родители Татьяны Конюховой — выходцы из Украины — волею судеб оказались в Узбекистане: отец, военнослужащий, получил назначение в ЦК Компартии республики. Жили скромно, но Татьяна Георгиевна до сих пор вспоминает ослепительную чистоту, которая всегда царила в их доме, — заслуга мамы. Между тем отец с матерью были людьми разными. Она — настоящая украинка: хозяйственная, шумная. Он — замкнутый и суровый.

Когда после окончания десятилетки в 1949 году она все–таки собралась в Москву поступать во ВГИК, «чтобы учиться на артистку», отец, погладив дочку по голове, ласково утешил: «Ничего — провалишься, вернешься домой, выучишься бухгалтерскому учету...» Мать была резче: «Куда тебе в калашный ряд!»

Но она сдала на «отлично» все экзамены и в числе 15 счастливцев, выбранных из 800 поступавших, была принята. Ее мастером стал знаменитый актер, народный артист СССР Василий Васильевич Ванин. Конюхова училась на круглые «пятерки», играла в спектаклях по сценической практике. На нее обратили внимание режиссеры, и вскоре она получила первую в своей жизни главную роль в кино — Ганну в картине «Майская ночь, или Утопленница» по повести Н.В.Гоголя. Фильм был стереоскопическим, такие снимались в начале 1950–х единицами и шли на экране годами в специализированных кинотеатрах. Афиша «Майской ночи» — огромный плакат с лицом красавицы Ганны — висела в центре Москвы. Было от чего потерять голову юной вгиковской студентке!

Дипломная работа Татьяны Конюховой — роль Екатерины в фильме «Доброе утро» — стала добрым утром ее творческой жизни: картина вмиг облетела экраны страны, а исполнительница главной роли Татьяна Конюхова стала одной из популярнейших актрис советского кино. Фильм Леонида Лукова «Разные судьбы» довольно часто показывают по телевидению и теперь. По сюжету сегодня он выглядит довольно наивно, но в этой мелодраме Конюхова старалась уйти от бытовой конкретности и социальной заземленности. Найти характер Сони ей помогла одна деталь. Она сама искала костюм для героини. Отыскала в закромах студийной костюмерной рваную шубейку, годившуюся разве что подростку. Стройная, хрупкая Конюхова натянула ее на себя, посмотрела в зеркало — и оттуда глянула на нее Соня, сирота, выросшая на хлебах у тетки, одинокая, тихая девочка, чуть не с первого класса влюбленная в красавца Степу, любящего другую...

Ну а кто из нас — представителей разных поколений — не помнит леноватую Химку–замарашку с жидкими косичками, которая «режет» «Ситроль» на балалайке в фильме «Женитьба Бальзаминова»? Не пощадила своей красоты, грации, превратив себя в диковатое, очаровательно-жизнерадостное существо, с хитринкой, но без особых претензий... Химка, как считает Татьяна Георгиевна, вырвала ее из русла, по которому ее принуждали плыть законы кинематографа. Можно ли в роли Химки представить себе другую актрису?

Она долго искала для себя такую же взрывчатую, неожиданной силы роль — и не находила. Может быть, поэтому стала сниматься меньше. «Бунтарей не любят», — резюмирует она. Хотя именно ее пригласил в свой фильм «Звезды и солдаты» режиссер с мировым именем Миклош Янчо. Она сыграла и в одной из лучших картин Александра Панкратова–Белого «Портрет жены художника».

Всего же в списке киноработ актрисы, помимо упомянутых, более 50 картин.

Во время съемок фильма «Карьера Димы Горина» Татьяна Конюхова была на седьмом месяце беременности. «С Владимиром Кузнецовым мы прожили в браке 27 лет, — рассказывает Татьяна Георгиевна. — У нас родился сын. Когда встал вопрос, где рожать, я выбрала Ригу — там жила моя мама. Мы поехали туда на машине. А так как муж был уставший, я сама села за руль и вела машину 500 километров. Когда мы наконец приехали, я с трудом вышла — так сильно у меня отекли ноги. Помню, врач очень странно на меня посмотрел, когда узнал, как я сюда добиралась...»

Татьяна Конюхова была счастлива в личной жизни. Ее супруг — Владимир Кузнецов — был интереснейшим, уникальным человеком: один из сильнейших копьеметателей мира, доктор педагогических наук, основоположник антромаксимологии — науки о резервных возможностях человека, участник трех Олимпийских игр, профессор. Как ученый разглядел в десятиборце Янисе Лусисе будущего копьеметателя — чемпиона Европы и Олимпийских игр. К несчастью, антромаксимологию похоронили вместе с Кузнецовым... Он ушел из жизни очень рано, в 55 лет.

Сын — Кузнецов Сергей Владимирович — работник МИДа. Внучка Ольга занимается синхронным плаванием. Сейчас свободное время Татьяна Георгиевна предпочитает проводить на даче, где вот уже 40 лет растет... сибирский кедр. Актриса увлекается разведением цветов, особенно роз и астр.

Человек незаурядный и бесконечно увлеченный, свое жизненное кредо народная артистка России Татьяна Конюхова определяет строками Бориса Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter