Актеры советского кино

Сергей Филиппов
Сергей Филиппов

Сегодня по каналу «Россия» в 13.30 в фильме «Девушка с гитарой» мы снова увидим актера Сергея Филиппова

Его внешность навсегда определила актерское амплуа — мастер эпизода. Его характер, а позже алкогольная зависимость сформировали личную «дырявую» жизнь...

Советский актер Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года умер в одиночестве в своей ленинградской квартире и лежал там две недели. Когда соседи обратились за помощью на «Ленфильм», то там решили: пенсионер, и пусть его хоронит собес. Некрологов не было. Ленинградский актер Александр Демьяненко — Шурик, которого придумал Гайдай, по копейке собрал на похороны деньги с актеров–пенсионеров, и Филиппова, наконец, удалось похоронить на собранные средства. Вот такой печальный и последний эпизод случился с актером.

Что такое эпизод в киноискусстве? Думаете, промелькнул в кадре и все забыли? Киношных героев Сергея Филиппова помнят все. Разве можно забыть пьяного лектора из «Карнавальной ночи»? Особенно его убедительную трактовку: от звезд мироздания до коньячных, этикеточных: «Возьмем одну звездочку. Нет. Лучше три звездочки...» Блистательная сцена филипповского лектора стала классикой советского кинематографа. Кстати, наши предки долгое время встречали Новый год под лезгинку лектора Филиппова из фильма «Карнавальная ночь», точно так же, как и наше поколение не может 25 лет расстаться с банной компанией «на брудершафт» из ленты «Ирония судьбы...»

А фраза бюрократа Комаринского: «Масик хочет водочки» из рязановской ленты «Девушка без адреса» окончательно закрепила амплуа Филиппова как аса эпизода.

Актерская молва утверждает, что начинающий режиссер Рязанов во время съемок «Карнавальной ночи» страшно злился на вечно пьяного актера Филиппова, которому, как назло (!), не удавался образ подвыпившего лектора общества «Знание», который «коротенько, минут на 40» должен прочесть лекцию в новогоднюю ночь...

И в какой–то критический момент Эльдар Александрович просто выгнал пьяного Сергея Николаевича со съемочной площадки. Но через два дня Филиппов явился, как ни в чем не бывало, абсолютно трезвый и блестяще сыграл чудаковатого астронома, зажигательно танцующего лезгинку у елки. Будучи в Нью–Йорке в 1997 году, Рязанов, встретившись с сыном Филиппова Юрием Сергеевичем, только и смог сказать: «Да, Юра, ваш отец очень любил выпить». И это об актере, который украшал своей игрой первые рязановские ленты!

Считается, что счастье Филиппова состояло в том, что он в начале творческой жизни повстречал замечательного мастера — театрального режиссера Николая Павловича Акимова. Это был союз двух уникальных, талантливых людей. Сергей Филиппов был современником Гарина, Сухаревской, Тенина, Юткевича, Сорокина, Гайдая, Вицина. С одними — учился и работал, с другими — дружил. К сожалению, мы мало информации имеем о первых театральных работах Сергея Николаевича, ТВ в ту пору еще не существовало. Фото не сохранились.

Своеобразный характер мастер эпизода унаследовал от своего отца — саратовского слесаря. Владелец местного завода еще до революции послал мастерового парня учиться в Германию. Поработав несколько лет в Европе, Николай Филиппов вернулся домой «при жилете и часах с цепочкой», сразу же женился на белокурой и кроткой девушке Дуняше. Жили на окраине Саратова у Волги. В 1912 году 24 июня у молодой пары родился сын Сережа. Будущий артист не был подготовлен к творчеству ни домашней средой, ни кругом знакомых. Окружение — заводские рабочие, развлечение — пьяная хандра отца. Когда тот запивал, то любил забраться на шкаф и во все горло орал немецкие песни, не обращая внимания ни на кого...

Среднюю школу Сергей не закончил, но литературу бесконечно любил. Близкие рассказывали, что всю жизнь любил читать стихи наизусть и часами. Любопытно, но жизнь на советской эстраде у Сергея Николаевича не задалась. Рассказывали, что он терялся на сцене и совершенно не знал, как себя вести вне кадра и массовки. Причем его смущение выглядело настолько натуральным, что зрители долго аплодировали и смеялись, принимая искреннюю растерянность за правила игры на сцене. Правда, у самого артиста отношение к своим зрителям было двояким.

Его злила фамильярность, с которой к нему подбегали наиболее назойливые поклонники. Однажды в поезде к популярному артисту пристал подвыпивший офицер, желавший познакомиться. Свои реплики военный сопровождал похлопыванием по плечу и постоянно «тыкал» Сергею Николаевичу. Филиппов все терпел до поры до времени, но не выдержал и заорал на попутчика: «Да кто ты такой?!» Тот ответил: «Я — Герой Советского Союза» — и показал медаль. На что актер заметил ему: «Вас таких героев — миллионы, а я один». Больше в купе к нему никто не навязывался. К слову, от панибратства и фамильярности Филиппов бесконечно защищался, может быть, поэтому им стала овладевать алкогольная страсть, знакомая многим творческим людям. Как–то в артистическом буфете он наткнулся на молодых коллег, «хорошо сидящих» за накрытым столом. «Эх, вы, не по таланту пьете!» — уязвил наш герой. Эта фраза до сих пор гуляет в богемных кругах Санкт–Петербурга. Да и не только в питерских...

В 1929 году Филиппов поступил в Ленинградский эстрадно–цирковой техникум, на балетное отделение. Правда, после дипломного спектакля врачи запретили ему танцевать — болезнь сердца. Эти обстоятельства и послужили началом кинематографической карьеры Сергея Николаевича.

Его кинодебют состоялся в 1937 году, в фильме «Падение Кимас–озера», ленту вряд ли кто–то сейчас помнит. Зато каждый, вспомнив Кису Воробьянинова, начинает улыбаться. Чего стоят фразы, произнесенные с характерной филипповской хрипотцой: «Торг здесь не уместен!» и «Господа, я не ел шесть дней...» Кстати, когда снимался фильм, Сергей Николаевич не позволил себе ни грамма выпить, т.к. ему только что сделали операцию по удалению опухоли в головном мозге.

В 1970 году, когда первоначально был утвержден на роль Остапа Бендера Александр Белявский (легендарный Фокс из «Место встречи изменить нельзя»), съемки остановили. Сергей Филиппов (Киса) по актерской фактуре оказался рельефнее Белявского, чего, собственно, не должно быть. Он просто на пробах обыграл Бендера. Тогда же и пригласили Арчила Гомиашвили. Что случилось дальше — вы, надеюсь, видели в комедии «Двенадцать стульев».

Вообще–то с юмором у актера всегда было «в порядке». После смерти Филиппова его участковый врач поведал журналистам одну историю, которую коллеги... тут же потрудились и растиражировали. Якобы однажды Филиппов обратился к урологу по причине задержки мочеиспускания: «Вот, выпили вечером по сто граммов, и меня заклинило». Актер на тот момент в очередной раз лечился от алкоголизма. Когда доктор предложил больному раздеться ниже пояса для осмотра, Сергей Николаевич, потупив глаза в пол, тихо попросил: «Доктор, вы только осторожно. Он мне еще дорог как память».

После смерти актера многие СМИ смаковали тему его безумия. Якобы Филиппов окончательно лишился рассудка в последние годы жизни. Женился на женщине старше его на 20 лет, все дни проводил в квартире или с бомжами во дворе.

С первой женой Филиппов расстался после того, как она вместе с их общим сыном эмигрировала в США. Позже она призналась: «Он до мозга костей был коммунистом, поэтому мой поступок расценил как предательство. В это время у него даже «крыша» поехала. Ему казалось, что за ним следят органы КГБ, мерещились люди».

Вторая супруга — автор одной книги «Мальчик из Уржума» Антонина Голубева в актерской среде вызывала бурю негативных эмоций. Говорят, что после смерти из квартиры Филиппова за два дня вывезли всю мебель и дорогой сервиз, остальные вещи сдали в комиссионку. Коллеги по «Ленфильму» не могли найти шикарной библиотеки Сергея Николаевича — все гонорары уходили на дефицитные по тем временам тома. Они уверены, что книги проданы родней за бесценок. Самое ужасное, что хозяин библиотеки хранил всю жизнь большую заначку в одной из книг, о которой и рассказал товарищам. А самого, как известно, хоронить было не в чем. Во всяком случае, «туфли 47–го размера искали всем Ленинградом».

За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко (она добровольно помогала и ухаживала за больным актером): «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину».

Никто из родных Сергея Филиппова не служит в театре и не работает в кино.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter