Знаменитый советский актер Евгений Киндинов отмечает день рождения в мае

Актер без маски

Мужественный и харизматичный Евгений Киндинов стал кумиром миллионов зрителей после выхода на экраны картины Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Впрочем, он не стал актером одной роли, как это порой случается в большом кино. Популярности ему добавили работы в фильмах «Городской романс» Петра Тодоровского, «Золотая мина» и «Приключения принца Флоризеля» Евгения Татарского, «Таежная повесть» Владимира Фетина и других. К слову, Евгений Арсеньевич до сих пор выходит на сцену любимого Московского художественного театра, где работает с 1967 года. А 24 мая у него день рождения.

Привела за руку сестра

Евгений Киндинов родился в Москве в победном 1945 году, семья жила в районе Смоленской площади. Его мама Любовь Петровна была домохозяйкой, отец Арсений Степанович — ретушером в фотоателье. О профессии актера мальчик не помышлял, очень любил географию, собирал марки, мечтал стать путешественником. Тяготел к спорту: летом — футбол до позднего вечера, зимой — хоккей с самодельными клюшками. Однажды старшая сестра Наташа отвела Евгения в театральный кружок Дома пионеров. Сначала он решил, что пробудет там не больше недели. Но педагог Александра Георгиевна Кудашева, которая, кстати, стала первым театральным педагогом Олега Ефремова, Вячеслава Езепова, Вячеслава Шалевича и других мастеров, смогла заразить мальчишку подлинной любовью к театру.

Дорос до Японии

После окончания школы Евгений поступил в Школу-студию МХАТ на курс к Виктору Монюкову. После ее окончания в 1967 году Киндинова приняли в прославленный театр, где он работает до сих пор. В массовке поиграл недолго и вскоре получил главную роль в спектакле «Кремлевские куранты». В составе мхатовской труппы совсем молодым актером отправился на гастроли в Японию, которые запомнились ему на всю жизнь.

От Мастера до столяра

Среди его ролей — Васька Пепел («На дне» Максима Горького), Валентин («Валентин и Валентина» Михаила Рощина), чеховские персонажи доктор Львов («Иванов») и Медведенко («Чайка»), Мастер («Бал при свечах» по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»), Репетилов («Горе от ума» Александра Грибоедова) и многие другие. Он одинаково убедительно играл как персонажей из классики — Афанасий Пушкин в «Борисе Годунове», Дикой в «Грозе», столяр Энгстран в «Привидениях», так и современных героев — Валерий («Мишин юбилей»), Цуриков («Новый американец»), Игорь («Рождественские грезы») и другие. Также актер сотрудничал с театром «Сфера» и театром Олега Табакова.

Темперамент и озорство

В 1970-е Евгений Киндинов стал одним из самых популярных молодых актеров. Зрители с удовольствием смотрели фильмы с его участием. Высокий, красивый, темпераментный — он становился центром внимания в любом фильме. Актер снялся в детективе Евгения Татарского «Золотая мина» и озорной экранизации «Приключения принца Флоризеля», киноповести Геральда Бежанова «Срочный вызов», шпионских детективах Вениамина Дормана «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент», мелодраме «Вас ожидает гражданка Никанорова» и других лентах. Вместе с женой актрисой Галиной Киндиновой сыграл в телесериале Владимира Довганя «Талант».

Ничего не просите

Актер признается, что ролей в кино никогда не просил, режиссеры находили его сами. Киндинов благодарен жизни за то, что она сводила его с талантливыми людьми: «Когда меня приняли в труппу МХАТа, я много лет выходил на сцену с такими легендами, как Грибов, Ливанов, Тарасова. В кино, начиная с самых первых картин, посчастливилось работать с Гердтом, Мордюковой, Пельтцер, Джигарханяном, Вициным». С Евгением Евстигнеевым актер не только жил в одном доме, но и дружил, как и с Иннокентием Смоктуновским, с которым много лет играл в спектакле «Иванов»: «Мы с ним тоже были соседями, нередко ходили друг к другу в гости. Он был очень легкий, естественный, улыбчивый. А как хохотал над каким-нибудь простым анекдотом — буквально до слез!»

В сложные 1990-е творческих встреч, записей на радио и съемок стало ощутимо меньше, поэтому, помимо работы в театре, Киндинов стал преподавать во ВГИКе. Он выпустил не один курс актеров кино, претворив в жизнь известный постулат композитора Густава Малера: «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу».

Двое в городе

Дебют Киндинова в кино состоялся в 1968 году в фильме «Каратель». Затем он сыграл в картинах «Мертвый сезон» и «Старый дом». Важной работой в биографии актера стала мелодрама Петра Тодоровского «Городской романс». Герой Киндинова — бесшабашный врач-рентгенолог Евгений — знакомится с молодой студенткой педучилища Машей, но не придает этому большого значения. Постепенно через череду испытаний он приходит к пониманию, что отношения с этой девушкой — нечто большее, чем очередной роман. В трогательной роли Маши зрители увидели актрису Марию Леонидову, которая на пробах к этому фильму познакомилась со своим будущим мужем актером Виталием Соломиным — поначалу режиссер видел в главной роли именно его.


«Городской романс» — тонкая городская сказка мастера мелодраматических историй Петра Тодоровского, в которой уже угадываются характерные черты его будущего стиля. «С Петром Ефимовичем прекрасно работалось. Он нам советовал: «Не надо ничего играть, придумывать, добавлять. Будьте такими, какие вы есть», — признавался Киндинов.

Эффект «Романса о влюбленных»

Слово «романс» дважды встречается в фильмографии актера. В 1974 году на экраны вышел фильм Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Его посмотрели 36,5 миллиона зрителей, он также завоевал «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в Карловых Варах.

Все в этой картине было необычно: и сценарий Евгения Григорьева, и метод существования актеров, разговаривавших по большей части белым стихом, и яркие песни Александра Градского на стихи Николая Глазкова, Натальи Кончаловской и Булата Окуджавы. Этот фильм и сегодня выглядит во многом новаторским, режиссер не боялся экспериментировать. Ближе к финалу картина вдруг теряла цвет, белый стих уступал место обычной бытовой речи. В одном из эпизодов мы видим съемочную группу и световое оборудование, режиссер как бы подчеркивал условность всего происходящего.

Евгений Киндинов и Елена Коренева, сыгравшие главные роли, стали для зрителей одной из любимых советских экранных пар. Яркие краски в картину внесли Иннокентий Смоктуновский, Ия Саввина, Ирина Купченко, Александр Збруев, Владимир Конкин и другие.

Однако Киндинова на главную роль, принесшую ему всенародную популярность, утвердили не сразу. Актер вспоминал о пробах: «Знаю, что вместе со мной их проходили Бурляев, Конкин, Боярский и много других прекрасных актеров. Сыграл сцену с Леной Кореневой — объяснение в любви (…) Но мне намекнули, что на героя я вряд ли потяну — по возрасту не подхожу: мне было уже 27». 

Поэтому актер с легким сердцем согласился на главную роль в мелодраме Александра Митты «Москва, любовь моя». И все же после долгих раздумий Андрей Кончаловский выбрал все-таки Киндинова, предъявив единственное условие: непременно похудеть. А в картине у Митты блестяще сыграл Олег Видов.

В ТЕМУ

В 2023 году Евгений Киндинов вышел в МХТ в новой роли в спектакле Кирилла Вытоптова «Третий звонок, господа!», выпущенном к 90-летию его коллеги Станислава Любшина. В основе инсценировки — рассказ Александра Куприна «На покое» об актерах, вспоминающих свои прошлые успехи и давние обиды.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter