Аккумулятор без идей?

Ежегодно на землю выливаются тонны серной кислоты
Ежегодно на землю выливаются тонны серной кислоты

Автомобильный аккумулятор — это примерно 23 кило свинца, серной кислоты и пластмассы. В идеале он служит 3 — 4 года, потом нужно покупать новый. Нет ничего проще — рынок ломится от предложений. Куда сложнее легально, без ущерба для экологии избавиться от старой батареи. Количество аккумуляторов, ежегодно подлежащих замене, с каждым увеличивается, и это становится серьезной экологической проблемой.

...Недавно о ней заговорили в гомельской компании «Оникс–плюс», которая специализируется на торговле аккумуляторами. У нас ведь как: кто–то хранит старую батарею в гараже на черный день, кто–то оставляет за ненадобностью в лесу. А кто–то, приобретя новый аккумулятор, старый бросает перед магазином. На улице этот лом не оставишь — персонал фирмы аккуратно отвозит старье на склад. Там уже скопилось сотни полторы батарей. Что делать с ними — неясно. Опять же — куда девать электролит?..

— На землю, что ли, выливать? У меня рука не поднимется. Это «живая» кислота, если на одежду капнет, дырка будет. А если на растительность или в воду попадет? Так ведь и попадает... — говорит учредитель компании «Оникс–плюс» Александр Асташкевич.

Я попытался проверить: действительно ли избавиться от аккумулятора так сложно. Старая батарея нашлась в багажнике у знакомой. Прикинув, кто может быть заинтересован в свинце, звоню в гомельский цех «Цветмета». В ответ на мое предложение отвечают: «Мы работаем только с организациями». Перезваниваю в надежде добиться более осведомленного ответа: « Подскажите, куда обратиться». «Это ваши проблемы», — мягко завершает разговор собеседница...

Вообще, так много, как в тот день, меня давно не «футболили». Когда звонил, не представляясь журналистом, формулировки были простенькие: «Не знаю», «Мы этим не занимаемся», «Перезвоните по номеру такому–то». Если же обозначал свой статус собкора «СБ», не имел недостатка в дружеских советах «не для печати». Можно, дескать, слить электролит в бутылочку. Заключить договор с «соответствующей организацией». Вступить в гаражный кооператив, который собирает лом и якобы куда–то сдает, «а вовсе не отвозит на свалку, как принято думать». Кто–то из чиновников посоветовал оставить аккумулятор у контейнера для бытовых отходов — мол, ЖКХ утилизирует (в областном управлении жилищно–коммунального хозяйства потом с чувством комментировали этот совет).

После долгих мытарств удалось выяснить: чтобы мой аккумулятор попал–таки в «Цветмет» (больше никто переработкой не занимается), его следует сдать предприятию «Гомелькоопвторресурсы», которое, в свою очередь, переправит ценный ресурс «Цветмету». Разумеется, сначала вы должны затратить время и бензин на то, чтобы добраться до приемного пункта — в полумиллионном Гомеле их 17 и работают они все до 16.00. Едем, затрачиваем, находим.

— Аккумулятор? Принимаем. Без электролита и пробок, — сообщает хозяйка заведения.

— А куда электролит–то? А то у меня их еще... пять в гараже валяется.

— Вот рядом с гаражом вылейте и приезжайте.

Надо обладать большим упорством и отчаянно любить природу, чтобы не последовать совету мудрой женщины. Нормальный человек плюнул бы и оставил ненавистную коробку маргиналам, которые, если не поленятся, опрокинут кислоту под забор и выручат рублей 500 (из расчета 50 рублей за килограмм). Но я не такой. Батарея возвращается в багажник...

Позже в «Гомелькоопвторресурсах» сообщили: с начала года приемно–заготовительными пунктами принято 210 тонн старых аккумуляторных батарей. Это ж сколько кислоты вылито «рядом с гаражом»!..

Директор гомельского цеха «Белцветмета» Владимир Зайцев говорит, что на долю его подразделения с начала года пришлось 40 тысяч батарей. (Электролит, по словам директора, сливается в специальные емкости и нейтрализуется щелочью.) Еще тысяч 20 отработанных батарей, как полагают в «Цветмете», ежегодно не доходят до утилизации.

В «Ониксе–плюс» эти цифры считают чересчур благостными и предлагают другую математику. По данным ГАИ, в области 370 тысяч единиц автотранспорта — от мотоциклов до автобусов. Из них почти 90 процентов принадлежит частным лицам, которые далеко не всегда входят в гаражные кооперативы. Исходя из срока службы аккумулятора и числа автомобилей, несложно подсчитать, что ежегодно в области должны вырабатывать ресурс около 100 тысяч батарей — со всеми вытекающими из них последствиями. Минус 40 тысяч штук, дошедших до «Цветмета», выходит под 250 тонн первоклассной серной кислоты. И это только на Гомельщине!

— Во многих странах автомобилист получает скидку при покупке нового аккумулятора, если возвращает старый, — говорит Александр Асташкевич. — Фирма, в свою очередь, возмещает затраты, сдавая собранное на перерабатывающие предприятия. У нас почему–то эта система не работает.

Между тем после того как очередной клиент оставил на крыльце магазина старую батарею, хозяева «Оникса–плюс» адресовали вопросы в областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Там ответили: «Как в области, так и в Беларуси специализированные производства по утилизации электролита отсутствуют». И предложили фирме самостоятельно заняться его утилизацией.

Александр Асташкевич готов взяться за этот проект. Не уперлось бы только дело в бумажные горы и ведомственные противоречия...

Фото автора.

На снимке: сервисный инженер компании «Оникс–плюс» Анатолий Купреев демонстрирует залежи старых аккумуляторов. Все они были оставлены у магазина...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter