Ах ты, бедная овечка...

По программе развития овцеводства до 2015 года поголовье овец на Витебщине надо увеличить до 5 тысяч. Сегодня их разведением занимаются только два хозяйства: КУПСХП «Освейский» Верхнедвинского района и госплемпредприятие в Тирасполе Витебского района. Если в первом на конец июля имелось около двухсот овец, то в другом — всего три десятка.

Кто разводит овец на Витебщине?

По программе развития овцеводства до 2015 года поголовье овец на Витебщине надо увеличить до 5 тысяч. Сегодня их разведением занимаются только два хозяйства: КУПСХП «Освейский» Верхнедвинского района и госплемпредприятие в Тирасполе Витебского района. Если в первом на конец июля имелось около двухсот овец, то в другом — всего три десятка.

В облсельхозпроде сейчас ищут добровольцев, которые бы строили овчарни и разводили овец. Они, возможно, найдутся в Лиозненском и Витебском районах, да только без решения проблемы сбыта шерсти и овчин экономическая эффективность развития овцеводства будет низкой.

Директор «Освейского» Николай Мартынов планирует увеличить в ближайшие годы поголовье овец до 700 голов. Разводят здесь романовскую породу, помогают местному населению, продавая им молодняк. И уже у тех, кто живет в поселке, точнее, агрогородке, этих неприхотливых животных более полутора сотен.

Издавна у овцы ценилась шерсть, овчина и как диетический продукт мясо. Если баранина и сегодня в цене (до 30 тысяч за килограмм на столичных рынках), то шерсть и овчина не пользуются спросом. Витебской меховой фабрике, к примеру, подавай только большие партии — не меньше полутора тысяч штук, иначе не берут. И если в хозяйстве их тщательно солят и хранят до энных времен, то население этого сделать не может. Посоленные овчины тоже долго не хранятся, поэтому вряд ли в условиях хозяйства с небольшим поголовьем можно собрать требуемое количество ценного сырья для фабрики.

К тому же отказываются принимать овечью шерсть и заготовители Белкоопсоюза, считая, что это сырье не совсем хорошего качества. Дескать, шерсть очень жирная, забивает оборудование. Как правило, сдатчики сырье не моют, а после мытья на предприятии половина идет в отходы.

В СПК «Конюхи» Ляховичского района лежит на складе 4,5 тонны спрессованной овечьей шерсти. Главный зоотехник хозяйства Роман Бовструкевич в телефонной беседе со мной рассказал:

— Мы в овцеводстве сейчас в республике, можно сказать, монополисты. Разводим овец с 1974 года, со дня образования нашего хозяйства. Раньше оно называлось «Дружба». Когда случилась чернобыльская катастрофа, то овец, особенно на Гомельщине, вырезали, потому что их шерсть накапливала радиацию. Сейчас  содержим чуть больше двух тысяч голов породы прекос и тексель — голландской мясошерстной. Уже получили их помеси. Покупать их к нам приезжают фермеры со всей республики, местное население также разводит на своем подворье. Ярок продаем по 21 тысяче за килограмм живого веса, баранчиков — по 19, взрослых овец — по 8 тысяч рублей. В настоящее время 100 баранчиков подготовили к продаже на Витебскую биофабрику для изготовления ветпрепаратов (используется их кровь). Есть спрос на баранину на Оршанском мясокомбинате для приготовления детского питания. А вот спрос на шерсть и овчину напрочь отсутствует.

Думаю, что с таким подходом в ближайшие годы эта отрасль вряд ли получит свое развитие, а белорусы вряд ли смогут форсить в теплых дубленках в снежные и холодные зимы.

Тамара ЯЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter