
Драма в каждой ноте
До начала представления остается 15 минут. В фойе училища собираются гости и рассматривают экспонаты выставки «Геноцид. Война глазами детей. История ВОВ», организованной сотрудниками Президентской библиотеки. В это время за кулисами одиннадцатиклассник Илья Кашевар поправляет аксельбант и галстук, пробегает глазами по сценарию. Парню не впервой выступать в роли ведущего, но концерты, посвященные годовщине Победы, требуют особого настроения:– От ведущего во многом зависит атмосфера в зале, и на празднике в честь такого знакового события она должна быть торжественной. Много репетировали, в тексте отмечал слова, на которых необходимо сделать акцент.
Накануне концерта Илья не только прокачивал навыки ораторского мастерства, но и оттачивал движения вальса:
– Будем танцевать под «Ах, эти тучи в голубом». Очень душевная песня, от которой уже с первых нот бегут мурашки по коже.

Пока гости занимают места в зрительном зале, за кулисами распевается десятиклассник Виктор Попов. День представления совпал с его 16-летием, и такое событие, как и полагается настоящему артисту, Витя празднует на сцене:
– Пою с трех лет, родители шутят, что брать ноты научился раньше, чем говорить. К каждому выступлению старательно готовлюсь: выбираю треки, работаю над подачей. Для концерта к 77-летию Великой Победы подготовил две песни. Первая – «Баллада о красках» на стихи Роберта Рождественского. Это история о двух братьях, которые юнцами прошли войну. На фронт они уходили один рыжим, «как из рыжиков рагу, рыжим, словно апельсины на снегу», а второй «был черным-черным, будто обгоревшее смолье». Вот только домой братья вернулись седыми. Автор стихотворения так описывает внешний вид солдат: «Стали волосы – смертельной белизны! Видно, много белой краски у войны».
Вторая песня, с которой Витя выйдет к зрителю, посвящена блокаде Ленинграда:
– Композицию мне когда-то дала послушать мама. Этот трек немного отличается от других военных песен: написан в стиле рок, оттого звучит более драматично. Услышите и поймете, о чем я, а теперь простите, мой выход.
Роль без слов
Один из ключевых моментов праздника – зарисовка из военного госпиталя. На сцене стоит кровать, в ней – раненый солдат, укрытый шинелью. По сюжету события разворачиваются в 1941 году, после инсценировки пояснил один из ее участников Степан Александров:– Мой герой – майор, получивший ранение в боях под Брестом. К нему в палату пришли комсомольцы, которые пытаются его подбодрить песнями. Хеппи-энда у истории, к сожалению, не случилось: во время визита гостей майор умер. У персонажа не было слов, все эмоции он выражал лишь жестами и мимикой.
Готовясь к постановке, Степан часто вспоминал своего прадеда по маминой линии Леонида Борисовича Зубрицкого, участника Великой Отечественной:
– В начале войны он был диверсантом-разведчиком, позже перешел в партизаны, награжден орденом Красного Знамени. С прадедом лично пообщаться не довелось, его не стало до моего рождения, но память о нем берегу и передам следующим поколениям.
Оживший образ
Семиклассник Алексей Мартынов – один из самых юных участников программы. О войне кадет знает не только из уроков истории. На фронте был его прадедушка, прабабушка входила в партизанский отряд и в пеленках, в которые укутывала маленькую бабушку Леши, переносила письма. Лешу зацепили строчки стихотворения о войне, написанные Степаном Кадашниковым, их кадет и продекламировал со сцены:– Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!
После выступления Леша поделился, что детально представляет образ солдата, описанный в стихотворении:
– Это молодой парень с голубыми, как небо, глазами и русыми волосами. Умирая, он наверняка думал о родных и о том, что отдает жизнь ради общей Победы. Примеров мужества наших воинов в годы Великой Отечественной войны огромное множество, каждый из них необходимо помнить.
shestakevich@sb.by