Академия: контрольный замер

Когда Александр Лукашенко назначил Михаила Мясниковича президентом Национальной академии наук, там это было встречено одновременно и с сомнениями, и с надеждой.
Когда Александр Лукашенко назначил Михаила Мясниковича президентом Национальной академии наук, там это было встречено одновременно и с сомнениями, и с надеждой. Одни утверждали, что наука развивается по своим законам и не терпит администрирования. Другие - что многие НИИ замшели и требуют коренной реорганизации. Кто же оказался прав? Этот вопрос, несомненно, будет затронут на открывающейся сегодня сессии общего собрания НАН. Накануне корреспондент "СБ" задал Михаилу Мясниковичу несколько вопросов, и первый из них - в чем заключается концепция преобразований, с которой он пришел в академию?

- Смысл и цель этих преобразований можно определить простой и короткой фразой: повернуть науку к реальным потребностям белорусского общества, - начал Михаил Владимирович. - Она в Беларуси сформировалась как часть единого научного пространства СССР. Но после распада великой страны более 10 лет академия не могла перестроить свою организационную структуру, скорректировать направления исследований с учетом новых вызовов времени и реальной политической, социально-экономической и экологической ситуации. Хотя выдающиеся достижения в разработке фундаментальных проблем физики, химии, математики, материаловедения, общественных и других наук налицо, но академические ученые при этом мало внимания уделяли практическим потребностям молодого белорусского государства. И все это, замечу, при наличии немалых ассигнований из государственной казны.

- Но Александр Лукашенко, бывая в академии, и прежде не раз упрекал в этом наших корифеев...

- Положение, когда весьма значительный потенциал науки оказался в стороне от проблем обновления, не могло долго продолжаться. Поэтому Президент в октябре 2001 года принял Декрет "О повышении роли науки и реформировании Национальной академии наук Беларуси". Им определена приоритетная задача - повысить роль академии в развитии и координации исследований, научно-технического прогресса, научного обеспечения народного хозяйства и социально-экономических приоритетов государства, культуры. Одновременно были определены новые принципы кадровой политики и предусмотрен комплекс организационных и структурных преобразований. С этого исторического документа начался качественно новый этап в жизни академии.

- Что же изменилось в тематике исследований?

- Уже в начале 2002 года был утвержден перечень приоритетных фундаментальных исследований до 2005 года. Сейчас мы пошли дальше. Устранив дублирование, малоактуальную и устаревшую тематику, взяв за критерий мировой уровень новизны, из 51 финансировавшейся государством программы оставили только 8. Во исполнение поручений Президента мы разработали 29 программ ориентированных фундаментальных исследований, что резко усилит прикладную составляющую, позволит сконцентрировать силы и средства на действительно приоритетных направлениях. Высвободились ресурсы для реализации двух суперсовременных программ - "Водородная энергетика" и "Наноматериалы и нанотехнологии". Подобную корректировку будем проводить постоянно. Это же относится к государственным научно-техническим программам, осуществляемым совместно с Комитетом по науке и технологиям при Совете Министров. Президиум академии уже рассмотрел и одобрил концепцию программы прикладных исследований в области оптики, оптоэлектроники и лазерной техники. На очереди подобные программы в области биологии и сельскохозяйственного производства.

- В состав академии переданы крупные научно-производственные центры - концерны порошковой металлургии и "Белмашприбор", Академия аграрных наук... Чем это вызвано и что принесло?

- Все это необходимые "атрибуты" статуса Национальной академии как высшей государственной научной организации, которая ответственна не только за проведение и координацию фундаментальных, но и, что определено впервые, прикладных научных исследований и разработок. Такая структура позволяет без пресловутых межведомственных барьеров эффективно работать на переднем крае науки и техники. Кроме того, жизнь потребовала и других структурных преобразований. На базе прежде разрозненных и недостаточно эффективных организаций созданы Объединенный институт проблем информатики, Объединенный институт энергетических и ядерных исследований, Национальный центр информационных ресурсов и технологий, Институт механики и надежности машин. Предстоит укрупнение ряда институтов физического, химического и биологического профиля, создание ассоциативных структур с отраслями экономики, более тесная интеграция и координация усилий с вузовской наукой. Стали уделять больше внимания развитию науки в регионах страны. Все это, замечу, открывает также перспективы научного роста для талантливой молодежи, способствует повышению оплаты труда.

- Кстати, о зарплате. Говорят, в некоторых академических НИИ сотрудники переведены на полставки...

- Начало года - трудный период. Идут заключение хоздоговоров, утряска финансирования. Но работа ведется полным ходом, и если сейчас кто-то занят не на полный оклад - впоследствии это будет компенсировано. Если, конечно, исследования дадут весомую отдачу. В этом - корень проблемы. Даже сугубо фундаментальные исследования должны завершаться практически полезным результатом. Что касается зарплаты, то должен сказать, что во всех НИИ она выплачивается вовремя и лишь в некоторых хозрасчетных структурах есть небольшие задержки.

- А не сопровождалась ли структурная перестройка сокращением кадров?

- На 10 - 15 процентов сократился лишь управленческий персонал, высвобожденные средства отданы непосредственно исследователям. А у них все зависит от результатов работы. В ряде лабораторий сокращены вакансии - остальные сотрудники взяли на себя дополнительные функции, разумеется, за дополнительную плату.

Так что проблема, пожалуй, в другом. Это стареющие, а в ряде случаев и состарившиеся кадры. В некоторых институтах директора уже давно перешагнули пенсионный рубеж, а достойной замены не подготовили. Вместе с людьми состарилась и материально-техническая база. Ее обновление потребует немалых средств. Практически в провале патентно-лицензионная работа, охрана, учет и оценка объектов интеллектуальной собственности. Все эти и другие острые вопросы - в поле нашего каждодневного внимания.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter