Академия или школа?

Куда пойти учиться, чтобы стать звездой кино

Куда пойти учиться, чтобы стать звездой кино…

В столице открылась Минская киношкола-студия. Ее организаторы посредством электронной почты периодически напоминают мне об этом. Долгое время игнорировала сообщения, но потом вдруг подумала: а может, это нужное дело? Возможно, киношкола – достойная альтернатива академическому образованию? Давайте разберемся.

Сразу расставим все точки над «i». Минская киношкола – коммерческий проект. А цель любой подобной организации – зарабатывание денег. Конечно, напрямую организаторы Андрей Полупанов и Андрей Карелин так не говорят. Но возьмем, например, актерское отделение. Сюда приглашают прежде всего детей в возрасте от 6 до 16 лет. «Мы предлагаем уникальный шанс – стать звездами экрана: сняться в телевизионном сериале», — заявляют там. Неужели все так просто? Да. Приносишь каждый месяц по 67 евро, прилежно учишься — и менее чем через год ты почти звезда. Если, конечно, тебя возьмут в тот самый детский сериал, который задумали снять в киношколе.

Что обещают киносценаристам? Есть там и такой курс.

— Мы предлагаем сжатую программу университета культуры по этой специальности, где я преподаю уже семь лет, являюсь художественным руководителем курса, — рассказывает Андрей Карелин. – Этого будет достаточно для начала профессиональной деятельности. Через девять месяцев (такова продолжительность обучения) каждый сможет написать киносценарий, защитить его, как диплом в институте.

— И что дальше? Куда с этим сценарием идти? Дома на полочку положить? – интересуюсь я.

— Почему же? Мы и дальше будем патронировать своих выпускников. У тех, кто наиболее ярко себя проявит, появится возможность поработать в сценарной компании Андрея Курейчика, которая дислоцируется в Москве. Этот молодой, талантливый драматург и сценарист будет одним из наших преподавателей.

Есть еще одна, третья специальность в киношколе – фильммейкер. Нет, это не режиссер и не оператор. Так гордо именуют создателя авторского кино. Причем в отличие от актерского и киносценарного курсов сюда приглашают только подростков.

— Я провел исследование и понял, что в Беларуси нет ни одной подобной организации, которая бы работала с детьми. Эта ниша абсолютно свободна. Мы ее и заняли, — говорит Андрей Карелин.

Действительно, почему бы не занять? Но, оказалось, у заслуженного артиста Беларуси, декана театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Владимира Мищанчука несколько иное мнение.

— Эта киношкола – профанация чистой воды, — категоричен он. – Академия искусств — единственное в Беларуси учебное заведение, которое может подготовить квалифицированных актеров и режиссеров. У нас ежедневно ведутся занятия, работают профессионалы. А у них кто? Эти люди решают свои финансовые вопросы. У них меркантильные интересы. У меня есть сомнения по поводу качества такого образования. Мы с трудом договариваемся с «Беларусьфильмом», сами ищем площадки для съемок. Множество организационных вопросов. Неужели эти люди смогут их так просто решить? В ближайшее время в академии откроется кинофакультет. Мы давно думали над его созданием. Но без помощи правительства, высшего руководства страны это было сделать невозможно. А тут кто-то за несколько месяцев хочет чему-то кого-то научить?

— Здоровая конкуренция еще никому не вредила, — убежден Андрей Карелин. – Тем более что с академией мы практически не пересекаемся. Преимущественно работаем с детьми в возрасте до 16 лет. Да, на актерском отделении собралась взрослая группа. Здесь люди разных профессий: учителя, врачи, менеджеры. И у всех разные цели.

Лишь единицы хотят сменить профессию, стать актером. Например, пришел к нам менеджер. Человек говорит: «Мне часто приходится проводить различные презентации, хочу научиться «держать» аудиторию, правильно работать с людьми». Конечно, наши преподаватели, среди которых много актеров, ему в этом помогут. А до появления киношколы такому человеку некуда было пойти.

Конечно, по-своему правы оба собеседника. Владимир Мищанчук резонно замечает, что за короткий срок актерскому (режиссерскому и т.д.) ремеслу не научишься. Андрей Карелин утверждает, что в киношколе не собираются лепить профессионалов, там лишь дают азы, необходимые в том числе и для поступления в академию. Подобные частные учебные заведения есть во всем мире. В некоторых странах их количество исчисляется десятками. Для небольшой Беларуси это, конечно, неразумно. Зачем гнаться за количеством? Главное – качество образования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter