Аист — лучший друг свиньи

Письма из Пекина
Ну кто бы мог подумать, что в Китае новорожденных младенцев родителям приносит не аист, а свинья? Не простая, конечно, а золотая. Пока многие страны борются за повышение рождаемости, Поднебесная сражается за нечто прямо противоположное — ее сокращение. Определенные успехи, конечно, есть, но и проблем масса. Одна из самых удивительных и, прямо скажем, нам совсем непонятных — неравномерность рождений по годам. «В Китае — беби–бум!» — кричат заголовки газет. И если в Беларуси это бы только радовало, здесь к явлению относятся иначе. Потому что беби–бум означает: сначала нелегко придется больницам (многие городские китаянки предпочитают рожать с помощью кесарева сечения), потом возникнет дефицит товаров для детей (не всякая компания способна в одночасье увеличить в разы производство каш, молочных смесей и подгузников), потом будет трудно пристроить дитя в детский сад и школу, а потом выросший ребенок столкнется с серьезной конкуренцией на рынке труда. СМИ предупреждают: одумайтесь, товарищи родители, не рожайте все и сразу! Куда там... Время уходит — золотое в самом прямом смысле время. И я вовсе не возраст потенциальных мам имею в виду.

В Китае уже давно никто не рожает в 20 лет. Политика в этом плане сформулирована четко и понятно: поздние браки, поздние роды, качественная нация. Государство полагает, что не самые молодые мамы и папы способны родить и воспитать хорошее потомство и в физическом, и в интеллектуальном плане. Так что задумываются о детях в Поднебесной лет этак с 26 — 27, не раньше. Хотя есть люди, которые даже и не задумываются. Вот, например, мой преподаватель китайского — молодой (32 года) симпатичный парень заявляет, что детей они с женой решили «не заводить»: «Нас, китайцев, и так слишком много. Зачем еще?» Говорит, что в жизни есть масса других радостей, а дети отнимают много времени и денег. Многие молодые горожане думают так же. Это — несомненный успех политики ограничения рождаемости: пропаганда дает плоды (или как раз помогает не давать). Но все же большинство жителей Поднебесной придерживаются заповеди, по которой страна жила тысячелетиями: не иметь детей — проявить неуважение к родителям.

В этом году китайцев станет на 25 миллионов больше — беби–бум, а как же! Некоторые молодые пары признаются: ждали этой возможности несколько лет, все откладывали и откладывали, потому что твердо решили родить в 2007 году. Причем, замечу, имеется в виду год по лунному календарю: начался 18 февраля и закончится в начале февраля 2008–го. Заинтригованы? На самом деле все просто: это — год Свиньи по традиционному китайскому календарю. Да не простой свиньи, а золотой! А это означает, что родившегося в этом году человека непременно ждет в жизни успех и богатство. Откуда такая ассоциация возникла, даже самые серьезные астрологи теперь не скажут. Скорее всего, говорят, дело в том, что свинья на китайских картинках всегда изображается круглой (символ полноты всего) и счастливой...

Да и вообще, знаете, у китайцев иные ассоциации со свиньей, чем у нас с вами. Она у них, например, — символ мужества: одним из компаньонов знаменитого монаха Сюань Цзана в его 17–летнем эпическом путешествии на Запад была именно свинья. Они любят повеселиться, но не боятся тяжелой работы. Усердны, хорошо информированны и надежны. Правда, свиньи ожидают того же от других, что часто делает их удивительно наивными существами. В общем, как ни крути, знак неплохой. Хотя в китайском гороскопе плохих знаков и нет: не бывает же людей хороших или плохих от рождения.

Последний беби–бум случился 7 лет назад — в год Дракона (2000). Тогда, например, в одном только городе Ханчжоу детей родилось на 10 тысяч больше, чем в любой «обычный» год. Дракон — тотем китайской нации, один из лучших знаков. Драконами были Дэн Сяопин и Брюс Ли, Чарльз Дарвин и Зигмунд Фрейд. А теперь маленькие дракончики с детства узнают, что такое борьба за место под солнцем — в детских садах категорически не хватает мест!

По поводу беби–бума тревогу бьют не только медики, социологи и производители детского питания. За голову хватаются начальники самых обычных офисов. В Китае женщине после родов положен 90–дневный отпуск, а потом — снова на работу. Поэтому многие просто увольняются, полагая, что вырастить единственного ребенка — важнее, чем сделать карьеру. Когда в одном коллективе такое решение принимают сразу несколько человек, начальству есть от чего впасть в панику: несмотря на избыток рабочей силы, квалифицированных работников в Китае не хватает. Но это уже совсем другая история, с годом Золотой Свиньи никак не связанная.

Радостных вам детей!

sbchina@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter