"Аист" летит за успехом

Весь июнь коллектив ОАО "Мотовело" трудился даже по субботам.
Весь июнь коллектив ОАО "Мотовело" трудился даже по субботам. Нельзя было допустить, чтобы 400 тысяч долларов, которые Афганистан готов был выложить за минские велосипеды и мотоциклы, ушли в Китай. Отвоевать деньги удалось.

В Афганистан отправлены 10 тысяч мотоциклов (за весь прошлый год их было продано туда всего 6 тысяч). Победа?

Да. Но генерального директора акционерного общества Анатолия ЯЗВИНСКОГО волнует вопрос, который задают в коллективе: "Почему мы работаем все интенсивнее и производительнее, а денег на развитие предприятия становится все меньше?" Размышлениями на эту тему он поделился с обозревателем "СБ".

- Прежде мы никогда не выпускали детские велосипеды, - начал Анатолий Степанович, - теперь делаем. А всего производим 35 моделей - на любой вкус и цвет. Вот уже 5 лет страна не закупает в Германии инвалидные коляски - их изготавливаем мы. Есть в ассортименте взрослые трехколесные велосипеды для инвалидов, специальные мотоциклы для госавтоинспекторов, пограничников, сборщиков молока. Регулярно выплачиваем зарплату - она составляет в среднем 340 тысяч рублей. 100 очередникам помогли построить жилье. Есть детский летний лагерь. Это, конечно, плюсы.

Но сегодня, например, заказчик потребовал, чтобы рычаг переключения передач в мотоцикле стал двусторонним. За 57 лет существования завод ничего подобного не выполнял. Тем не менее за час был изготовлен опытный образец, и в августе новая деталь будет стоять на машинах. Справились профессионально, но работа под конкретного заказчика требует дополнительных затрат. А стоимость нашего велосипеда, например, не менялась с прошлого года. Уровень цен в России и Украине держит наш главный конкурент - Китай. Он уже фактически закрыл перед нами мотоциклетные рынки Ирана и Вьетнама.

Многие директора и чиновники убаюкивают себя и остальных тем, что китайский товар плохого качества, потому и дешев. Это неправда. В Китае сегодня концентрируются новейшие технологии, а модельный ряд у них современней нашего. Нам приходится ориентироваться на покупателя из горных районов Афганистана, сел России, Украины и Беларуси, ценящего простоту обслуживания, ремонта, низкие цены.

Если в 1998 году в сутки завод делал 1,8 тысячи велосипедов, то сейчас - вдвое больше. Но зарплата и прибыль адекватно не выросли. Объясняется это тем, что комплектующие, которые мы на 80 процентов получаем из России, дорожают, а цены на конечную продукцию под давлением конкуренции падают.

- Что же делать?

- Брать лучшее из мировой практики, уменьшать издержки производства и не повторять чужих ошибок. Например, Харьковского велозавода, у которого мы в свое время учились, больше нет. Там осталось 500 работников, собирающих машины из китайских комплектующих. Группке частников хорошо, стране плохо. В прошлом году к нам приезжали японцы. В обмен на контрольный пакет акций предлагали инвестиции. Мы отказались. Ведь пришлось бы делиться прибылью. Я считаю, что у нас, как в Китае, главными инвесторами должны стать национальные банки.

- Но где они возьмут столько средств, ведь новые технологии стоят недешево.

- Государство должно создать условия, при которых банкам будет выгодно кредитовать фабрики и заводы под низкий процент. Иначе мы никогда не вырвемся из замкнутого круга. Почему, к примеру, мы проигрываем китайцам в цене? У них практически безотходное производство. У нас много сырья уходит в стружку, хотя из своих конвейерных линий мы выжали все, что могли. Велосипед собираем за 20 секунд. Как воздух нужны новые технологии. В этом году, несмотря на то, что 86 процентов мотоциклов и 7 процентов велосипедов отправили в дальнее зарубежье и производство увеличили, мы смогли купить всего 3 единицы оборудования, в следующем полугодии купим еще 5. Кое-что изготовим сами. Но этого катастрофически мало. Нужна новая экономическая политика, снижение налоговой нагрузки хотя бы для тех, кто наращивает производство, увеличивает экспорт.

Далеко не все предприятия выкладываются так, как мы. Мощности Минского подшипникового завода простаивают, а мы завозим ежемесячно 80 тысяч цепей из Индии. Когда Минский мотовелозавод освоил новый велосипед с колесами 24 дюйма, к нам приехал директор Омского шинного завода, чтобы взять заказ, от которого отказался Бобруйский шинный. Выходит, коллеги еще не почувствовали тех проблем, которые нас всех ожидают? Что ж, нам ждать недосуг, потому размещаем заказы на других предприятиях, в том числе в пенитенциарных учреждениях.

Не мешало бы ускорить специализацию производства по отраслям. К примеру, литейку вынести за пределы Минска и за счет установки более прогрессивного оборудования снизить себестоимость продукции. Словом, экономить надо на всем. Это сегодня диктует рынок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter