Темп роста количества агроусадеб в Беларуси в последний год замедлился

Агроусадьба не сдается. На один час…

ПОМНЮ, как несколько лет назад знакомая рассказывала о своей эстонской невестке, которая никогда в жизни не видела, как растут помидоры и огурцы. Девушка с двумя высшими образованиями с детским восхищением ходила между грядками на даче своих новых белорусских родственников и удивлялась каждому найденному плоду. Знакомая тогда оправдывала невестку, мол, не принято у городских эстонцев дачи иметь. Там ты или горожанин, или сельчанин, но никак не то и другое одновременно — не в пример нашему человеку.

К сожалению, многие современные дети тоже не знают, что такое отдых в деревне у бабушки. Сегодня мир диктует другие ритмы жизни, создавая иные предпочтения, в том числе и для детского отдыха — стали гораздо доступнее моря и экскурсии в европейские столицы (границы открыты, да и доходы населения позволяют баловать свое чадо).

Да что там дети? Для многих горожан дача сегодня — непозволительная роскошь. Непозволительная именно из-за нехватки времени, а не средств: отпуск раз в году, а выходные все чаще становятся продолжением рабочих будней. Поэтому по даче, по деревне мы все чаще ностальгируем. Словом, развитие агроэкотуризма в начале 2000-х как раз пришлось ко двору.

Облюбовали тогда белорусскую деревню и россияне (в основном москвичи и питерцы, которые в большинстве своем  как раз не могут позволить себе иметь дачу, зато средств на отдых в деревне не жалеют). Словом, сразу казалось, что всем от развития нового направления в туризме и экономике будет хорошо: туристы нашли для себя еще один вид отдыха, белорусские сельчане — способ подзаработать, а государство благодаря этому привлекает иностранный капитал.

Тогда же появился Указ Президента от 02.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма». По нему владельцем агроусадьбы могло стать «любое физическое лицо, постоянно проживающее в сельской местности и ведущее подсобное хозяйство, при наличии свободных комнат в жилом доме и возможности ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности».

При этом ежегодный налог на ведение такого бизнеса — одна базовая величина. Вдобавок выделялись льготные кредиты в размере до 2000 базовых величин на срок до пяти лет (физическим лицам — до семи лет) в белорусских рублях под пять процентов годовых. Условия более чем привлекательные. Неудивительно, что желающих стать сельским бизнесменом становилось все больше. На 1 января 2014 года в Беларуси была зарегистрирована уже 1881 агроусадьба!

Но тут пошла молва другого толка: якобы многие под эту марку просто привели в порядок свои собственные дома, воспользовавшись льготным кредитом и даже не думая развивать туризм и культуру в регионе. Очернили «сельскую пастораль» и слухами о том, что вовсе не деревенский дух у такого отдыха: предлагают, мол, туристу современный коттедж попросту для шумного застолья и прочих праздных развлечений. Признаюсь, сама видела в одной из командировок агроусадьбу, хозяева которой с гордостью демонстрировали свой банкетный зал почти на сотню посадочных мест с танцевальным шестом — уж простите, как-то совсем не по-деревенски.

— Раз есть спрос, должно быть и предложение. Людям нравится такой отдых, так почему бы не продать им его? — отстаивал тогда свою позицию хозяин. С точки зрения бизнеса, он, конечно, прав.

Но, окунувшись в свою наивность, снова вспоминаешь слова из указа: «Возможность ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности». Где туристические маршруты с посещением памятников архитектуры, где аутентичный белорусский быт? Предлагают ли все это современные агроусадьбы?

— Как-то я ехала в автобусе и рассказала попутчику, каким бизнесом занимаюсь, как мы развлекаем туристов, что им предлагаем. Тут же пожилая женщина нелестно прокомментировала работу усадьбы в ее деревне — мол, сдают ее чуть ли не для развлечений на час. Такие случаи, конечно, портят репутацию всего агроэкотуризма. Поэтому, наверное, стоит где-то четко прописать, какой именно должна быть агроусадьба. К слову, когда к нам приходят с просьбой сдать усадьбу под организацию армейских проводов или просят баню на сутки, мы просто отказываем: нечего делать сутки в бане, не деревенский это отдых в нашем понимании, — поделилась опытом еще одна знакомая хозяйка агроусадьбы из Ивьевского района.

Тем временем любая мода приходит и уходит — произойти это может и в случае с агротуризмом. Народ поездил, посмотрел — если не заинтересовался, второй раз не поедет.

— Сегодня хозяева агроусадеб это понимают, поэтому стараются разнообразить культурной программой отдых своих туристов, как-то заинтересовать их. Стараются привлекать их и типично белорусским интерьером, — комментирует ситуацию председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.

Но не поздно ли начали задумываться о бренде, о популяризации культуры? Некоторые хозяева отмечают, что пик популярности агротуризма пришелся на 2012 год. С 2013-го интерес стал постепенно спадать. По словам Валерии Клицуновой, в целом по стране такая тенденция пока не наблюдается, хотя в конце 2014 года число отдыхающих в белорусских агроусадьбах россиян заметно сократилось. Но это специалист связывает скорее не с падением популярности отдыха в деревне, а с финансовой ситуацией на рынке и, в частности, с обесцениванием российского рубля. Тем не менее темп роста количества агроусадеб в Беларуси замедлился в последний год, несмотря на то, что он проходил под знаком гостеприимности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter